«Автогражданке» меняют тарифы
ЦБ опубликовал предложения по изменению цен на ОСАГО
Банк России опубликовал свои предложения по изменению тарифов ОСАГО. Предполагается, что «автогражданка» станет дешевле для аккуратных и опытных водителей — но подорожает для попадающих в ДТП. Региональные коэффициенты, применяемые для расчета конечной цены полиса, уменьшатся для водителей Москвы, Санкт-Петербурга и Казани; увеличатся — для Симферополя, Севастополя, Назрани и Магадана. Для большинства автомобилистов тарифы в итоге снизятся, считают эксперты.
Банк России опубликовал проект указания ЦБ о новых тарифах на «автогражданку». Цена на ОСАГО, напомним, складывается из базовой ставки (меняется в пределах ценового коридора), которая умножается на коэффициенты. Но конечную стоимость полиса определяет страховщик.
Для владельцев легковых авто базовый коридор расширяется в обе стороны на 10%: с 2,47–5,43 тыс. руб. до 2,22–5,98 тыс. руб. Для такси — на 30%, с 2,87–9,6 тыс. руб. до 2–12,5 тыс. руб. Для владельцев мотоциклов коридор базовой ставки меняется с 0,62–1,54 тыс. руб. до 0,43–2 тыс. руб.
Меняются и коэффициенты. Территориальный (определяет территорию использования автомобиля) в Москве снижается с 1,9 до 1,8, в Санкт-Петербурге — с 1,72 до 1,64, Казани — с 1,9 до 1,8, Новосибирске — с 1,63 до 1,56. Для Севастополя, Симферополя и Назрани увеличивается с 0,64 до 0,76, для Магадана — с 0,73 до 0,82.
Коэффициент возраста\стажа для 16–21-летнего водителя без опыта вождения составит 2,27 вместо 1,93. Для 60-летнего автомобилиста со стажем более 14 лет — 0,83 вместо 0,9. Изменяется и система коэффициентов «бонус-малус» (КБМ), когда полис становится дороже для «аварийных» автомобилистов.
«Для взрослых и опытных водителей дополнительная скидка (к нынешним тарифам.— “Ъ”) составит до 8%, для аккуратных и безаварийных — еще до 8%,— пояснили в Банке России.— Молодые и неопытные водители и лихачи будут платить больше».
Повышенный коэффициент вводится на «мультидрайв», или ОСАГО без ограничения лиц, допущенных к управлению машиной. Для физлиц он составит 2,32 вместо 1,94, для юрлиц остается 1,97.
Действующие тарифы применяются с сентября 2020 года, когда тарифный коридор был расширен на 10%. Изменения подготовлены на основании «актуарных расчетов», пояснили “Ъ” в пресс-службе ЦБ. Из-за конкуренции на рынке расширение не приводит автоматически к применению страховщиками верхней ценовой планки, считают в ЦБ. По его данным, средняя премия для легковых автофизлиц в 2019–2020 годах была ниже, чем в 2018 году (на 3,3% и 2,5% соответственно), а в 2021 году выросла только на 0,4%. «Дополнительное расширение коридора способствует еще большой индивидуализации и дифференциации тарифов для водителей с разным уровнем риска»,— заявили “Ъ” в ЦБ. Сроки вступления новых тарифов в силу пока не определены.
Президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс поддержал предложения ЦБ. «Индивидуализация тарифов усиливает конкуренцию, в результате цена на ОСАГО для безаварийных водителей снижается,— заявил он.— После начала реформы (тарифы начали пересматривать еще в 2019 году.— “Ъ”) средняя стоимость полиса снизилась на 5% и с тех пор остается на одном и том же уровне, несмотря на рост стоимости запчастей».
Для безаварийных водителей ОСАГО станет дешевле, уверен координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. А вот часто попадающим в ДТП придется платить больше. «Высокие значения базовых ставок применяются не часто в отношении рядовых автомобилистов,— заметил он.— Сегодня страховые компании находят способы выяснить, что за водителем числится большое количество штрафов, и применяют к нему более дорогой тариф». Повышение цен на «мультидрайв» господин Шкуматов объясняет тем, что аварийные водители нередко просят членов семей или друзей оформить «безлимитное» ОСАГО на себя, чтобы не переплачивать за «автогражданку» из-за высокого КБМ. Число аварий с участием автомобилей, на которые оформлен «мультидрайв», выросло, предполагает эксперт, в связи с чем ЦБ и решил поднять тарифы.
Глава центра компетенций Международного евразийского форума такси Станислав Швагерус считает, что необходимо исключить практику, когда одна машина, оформленная на юрлицо, попадает в аварию, и в результате КБМ резко увеличивается для всех машин одного таксопарка. Для компаний, работающих в такси, нужно вводить «коллективный КБМ», который может меняться в зависимости от совокупного уровня аварийности всех автомобилей, принадлежащих одному юрлицу.