Альбомы октября
Выбор Бориса Барабанова
Rockets «Alienation»
Французская группа Rockets прославилась во второй половине 1970-х — начале 1980-х благодаря космическому антуражу — гриму, скафандрам, лазерам, вокодеру, однако вечных мелодий, сравнимых с хитами Дидье Маруани или Жан-Мишеля Жарра, Rockets миру не подарили и после своего золотого периода воспринимались как смешная ретрогруппа. Последний студийный альбом Rockets в лице единственного участника оригинального состава Фабриса Куалиотти назвали «Wonderland» (2019), он сильно отдавал коммерческим R’n’B и итало-диско. Гораздо большего внимания заслуживает свежий релиз «Alienation». Это неизданные записи 1981 года, которые были задуманы как продолжение бестселлера «Galaxy» (1980). В саунде «Alienation» можно найти отголоски всего, что было модно тогда, но что важно — супермодно прямо сейчас. Здесь Kraftwerk, Devo, Talking Heads, Queen, всевозможный синтипоп, «новая волна» и даже ска-панк («Ska’red»). Отечественные слушатели обнаружат в «Alienation» источник вдохновения создателей сборников «Ритмическая гимнастика». А самые внимательные найдут в песне «Children Of Time» знаменитую барабанную сбивку из песни Фила Коллинза «In The Air Tonight».
Издатель Rockets
rocketsgalactica.com
РАМШ «Паутина слов»
«Паутина слов» — второй альбом основателя музыкальной компании Gazgolder и с недавнего времени сочинителя песен Евгения Антимония. Первый, «Мой мир», вышел в прошлом году и удивил самобытной подачей новоиспеченного артиста. Безусловно, в нем можно было расслышать влияние «ростовской школы», но музыкант нащупал и местную, московскую, очень взрослую интонацию, можно даже сказать, нерв. За расслабленной читкой вразвалочку и с придыханием ощущалась сила зверя, днем и ночью готового к прыжку. «Паутина слов» — более романтичный, философский и даже семейный альбом, но и в нем есть номера, возвращающие в суровую реальность, а в этой реальности — не только коронавирус, но и смена ценностей у нескольких поколений. Программные номера альбома — «Колесом» и «Жажда наживы». Со своей фирменной интонацией силы с привкусом горечи автор рассказывает о том, как меняется жизнь людей, но сами люди в своих базовых проявлениях остаются прежними, какие бы страсти ни бушевали на улице.
Издатель Gazgolder
gazgolder.com
The Connells «Steadman’s Wake»
Сложно найти человека, который в 1993–1994 годах не слышал песню калифорнийской группы The Connells «’74–’75»: она звучала тогда на всех станциях и легко запоминалась благодаря мелодии и искренней колледж-роковой интонации. Еще сложнее найти кого-то, кто вспомнит о группе The Connells что-нибудь помимо припева «’74–’75». На волне успеха «’74–’75» и довольно ординарного альбома «Ring» (1993) The Connells выпустили еще два альбома, но от статуса «группы одной песни» избавиться не смогли. И замолчали на 20 лет. После длинной паузы The Connells выпустили пластинку «Steadman’s Wake», которая порадует прежде всего поклонников R.E.M. Великая группа из Афин, Джорджия, давно распалась, ее экс-участники не раз давали понять, что рассчитывать на реюнион смысла нет. С первых нот «Steadman’s Wake» очевидно, что The Connells в состоянии хоть как-то заполнить зияющую пустоту, оставшуюся после R.E.M. Таковы уж вокальные данные фронтмена Майка Коннелла и особенности стиля дженгл-поп, который исповедуют обе группы.
Издатель Black Park Records
theconnells.com
Yes «The Quest»
Подарком для фанатов Yes был бы альбом, ради которого здравствующие участники классического состава группы Джон Андерсон (вокал), Стив Хау (гитара) и Рик Уэйкман (клавишные) забыли распри и объединили свои усилия. Каждому из них за 70, и возможно, это была бы красивая точка в конце истории коллектива. Но блюстителем бренда Yes остается только Стив Хау, он теперь единоличный лидер и продюсер всех записей. При слове «прогрессив-рок» меломаны почти всегда вспоминают Yes в первую очередь, а еще они нередко морщат нос, упрекая приверженцев стиля в пристрастии к барочной чрезмерности и стремлении к виртуозности в ущерб мелодии и рок-н-ролльному драйву. Если отбросить всю более чем 50-летнюю историю Yes, то новый альбом «The Quest» — ничуть не навязчивый набор музыки для воображаемого рыцарского сериала. В недостатке внятных мелодий Yes не упрекнешь, и с простыми рок-риффами у них тоже все в порядке (послушайте хотя бы песню «Leave Well Alone»). Что касается Стива Хау, то соблазна сделать из «The Quest» сольный альбом он избежал. Чистый звук его гитары оказывает целительное воздействие на слушателя, но используется в точно выверенной дозировке.
Издатель InsideOut Music
yesworld.com
Мартина Топли-Бёрд «Forever I Wait»
Имя Мартины Топли-Бёрд навечно связано с дебютным альбомом пионера трип-хопа и ее тогдашнего партнера Трики «Maxinquaye» (1995). Ее сольная дискография не такая богатая, но очень яркая. А новый альбом «Forever I Wait» — лучшее, что она сделала за четверть века. Ради такого альбома стоило выдержать паузу в 11 лет. Запись продюсировала сама певица, среди ее соавторов — Роберт Дель Наджа из Massive Attack. Помимо бристольского саунда 1990-х, следы которого легко обнаружить в «Forever I Wait», стоит отметить несомненное влияние на авторский почерк Топли-Бёрд сурового американского певца и сонграйтера Марка Ланегана. Открывающая альбом песня «Pure Heart» звучит так, словно Ланеган в прямом смысле надиктовал ее автору. Альбом записывался в 2019 году и был почти закончен, когда дочь Трики и Мартины Мина покончила с собой. Ей было 24 года. Несмотря на то что сами песни были написаны задолго до этого, альбом, несомненно, будет восприниматься в связке с горем, да и его саунд тянет в самые мрачные глубины. Впрочем, по словам Мартины, тот факт, что альбом наконец вышел, позволил ей хотя бы в некоторой степени освободиться от груза страданий.
Издатель Martina Topley-Bird
martinatopleybird.com
Курара «Брут»
Для тех, кому в группе Tequilajazzz на нынешнем историческом этапе не хватает дерзости и ярости, существует екатеринбургская группа «Курара», которая справедливо претендует на роль лидера современной отечественной рок-альтернативы. Опорой для сочинений Олега Ягодина и Юрия Облеухова, опять же в традициях питерских коллег, служат бас и барабаны, а голос фронтмена Ягодина по части харизмы вполне сравним с голосом Евгения Федорова. В нем начисто отсутствует гиперболизированное актерство, свойственное большинству поющих лицедеев (Ягодин — ведущий актер «Коляда-театра»). «Кураре» шьют постпанк, «мэдчестер» и уральскую школу, но по устройству своему музыка группы типично питерская. В девятом студийном альбоме «Курары» на тебя то и дело набрасываются убийственные строки вроде «Апрель. За стеной стонет дрель. Реальный индастриал». А песня «Ностальгия» и вовсе прошивает очередью: «Мама идет домой из магазина. Россия такая красивая. Как низко мы падаем. И ностальгия, всегда ностальгия, по прошлому раю и аду». Случайно такие строки не рождаются, и Олег Ягодин все восторги публики, несомненно, заслужил.
Издатель Курара
kuraraband.ru
PinkPantheress «to hell with it»
Девяти треков, большинство которых длится меньше двух минут, певице и продюсеру PinkPantheress хватило для того, чтобы о ней заговорили как о самом ярком новом артисте из Англии в 2021 году. Известно, что девушке 20 лет и родом она из Бата, а вот ее настоящее имя нигде не засвечено. PinkPantheress — никнейм, под которым она выкладывает ролики в TikTok (хронометраж песен этим и обусловлен). Десятый трек микстейпа «to hell with it» «Break It Off» — первый вирусный хит PinkPantheress. В июне 2021 года в течение пары недель после выхода он был использован тиктокерами полмиллиона раз. По меркам больших поп-артистов это не грандиозная цифра. Но PinkPantheress — чистый андерграунд, она мастерит свои треки из старого драм-н-бейса, тустепа и джангла, а также использует семплы из забытых поп-песенок. Сингл «Break It Off» помог PinkPantheress подписать контракты с серьезными издателями, но от «to hell with it» пока еще остается ощущение независимого бедрум-попа, возможно, благодаря непривычному формату песен, а может быть, из-за ломаного ритма, который исстари ассоциируется с подпольем.
Издатель PinkPantheress
tiktok.com/@pinkpantheress
Билли Айдол «The Roadside»
Спустя всего-то семь лет после выхода альбома «Kings & Queens Of The Underground» Билли Айдол сподобился представить публике целых четыре новые песни. Из «Kings & Queens...» сейчас и вспомнить-то нечего, несмотря на продюсерское присутствие авторитетных Грега Кёрстина и Тревора Хорна. С новым EP, хочется верить, все будет по-другому. Под руководством Бутча Уокера (Weezer, Green Day) Билли Айдол и его многолетний гитарист и соавтор Стив Стивенс сочинили песни, которые возвращают меломанам чувство щенячьего тестостеронового восторга, памятное по записям первой половины 1980-х. Но, что самое главное, этот восторг вполне могут испытать и те, кто лучшие годы певца не застал и вообще не застал XX век. «You Don’t Have To Kiss Me Like That» — типичная айдоловская танцевальная вещь с виртуозно разложенными по динамикам вокальными партиями. А вышедшая синглом баллада «Bitter Taste» провоцирует сходством со «Sweet Sixteen» и стихотворными отголосками мотоциклетной аварии, в которую певец попал в 1990 году и оказался на грани жизни и смерти.
Издатель BFI Records
billyidol.net
Диктофон «Хотелось»
Сонграйтер из города Жуковский Антон Макаров стоит за такими неординарными альбомами, как «23» Олега Гаркуши, «Мир другой» Mika Vino, «Станция „Отдых"» «Сансары» и др. «Хотелось» — первый полноценный студийный альбом собственного музыкального проекта музыканта «Диктофон» с текстами на русском языке. Невероятный музыкальный эрудит Макаров взял курс на винтажный звук, который лидер группы Arctic Monkeys Алекс Тёрнер продвигал в ее последнем альбоме и в своем сайд-проекте The Last Shadow Puppets. Плюс в каждом отдельно взятом треке «Хотелось» можно расслышать маленькие приветы титанам. Так, в дуэте с Найком Борзовым «Космонавт» прочитываются отголоски песни U2 и Джонни Кэша «The Wanderer», и это только делает честь автору, потому что в основе трека — блестящая оригинальная мелодия и эйфорически-привязчивый русский текст. Не так часто в России появляются продюсеры со своим узнаваемым звуком, которые еще и умеют писать хиты. К Макарову-продюсеру уже выстроилась очередь, и теперь главное, чтобы он не забывал о Макарове-авторе.
Издатель Zamkom Records
vk.com/dictaphoneband
Хосе Гонсалес «Local Valley»
Песни шведского барда Хосе Гонсалеса, как и его американского коллеги Девендры Банхарта, способны возвращать слушателю чувство баланса, а это качество в 2021 году особо ценно. Хрустальное звукоизвлечение, которое исповедует Гонсалес, играя на гитаре, можно считывать как метафору хрупкости мира. Но его голос приводит все в норму. Мало найдется музыкантов, которые отдадут целую дорожку в песне пению птиц, и это не будет смотреться глупо или пошло. Хосе Гонсалес из таких — послушайте трек «Visions». Новый альбом «Local Valley» создан для того, чтобы шуршать по скверу золотыми листьями, выгуливая собаку. Он каждый раз дарит именно это настроение, не желая ничего менять, а поклонникам только того и надо. Впрочем, изредка музыкант все же позволяет себе слегка склониться в сторону босса-новы («Lilla G»), шведского фолка («En Stund Pa Jorden») или музыки Северной Африки («Valle Local»). Но только для того, чтобы немедленно вернуться к своей тихой гитарной прохладе. Как написали об альбоме «Local Valley» в журнале Mojo, «это легкое ровное удовольствие от начала до конца».
Издатель Imperial Recordings
jose-gonzalez.com