Водителей ждет черная полоса
Дорожные камеры начали отслеживать движение между рядами
Столичная мэрия и ГИБДД тестируют новые виды дорожных камер: они фиксируют движение машин и мотоциклов между полосами. Подобное нарушение выявляют пока лишь на нескольких участках, но водители уже начали получать соответствующие штрафы. Эксперты предупреждают о рисках и для законопослушных граждан.
Дептранс Москвы и ГИБДД сообщили о начале работы новой экспериментальной камеры. Она должна выявлять автомобили и мотоциклы, двигающиеся по обычной дорожной разметке либо по полосе, отделяющей «выделенку» от остальной проезжей части (так называемый рефюж). Напомним, что пункт 9.7 ПДД обязывает водителя двигаться строго по полосам; сплошную линию пересекать нельзя, прерывистую — только при перестроении.
«Камера делает несколько снимков, а на фото, приложенном к постановлению, можно будет увидеть траекторию»,— пояснили в дептрансе.
Комплексы установят в «проблемных местах», но о количестве и сроках власти не говорят до окончания тестирования. Известно, что один комплекс установлен на Люблинской улице (юго-восток Москвы). По данным на 18:00 20 октября, он выявил 19 нарушителей; все они получили штрафы на 1,5 тыс. руб. по ч. 1 ст. 12.15 КоАП. Одно постановление уже оплачено.
В законодательстве нет такого понятия, как «междурядье», обращает внимание эксперт по системам фиксации нарушений Григорий Шухман. А значит, штраф с новой камеры может применяться только при движении по длинной и широкой разделительной полосе. Если же машина или мотоцикл едут по обычной прерывистой разметке, то при обжаловании штрафа водители могут сослаться на перестроение, ведь длина такого маневра ПДД не регламентирована.
Может быть и обратная ситуация, подчеркивает господин Шухман. Предположим, водитель перестраивался без какого-то злого умысла. Но по не зависящим от него обстоятельствам — к примеру, другая машина не пускала в ряд — маневр затянулся. Тем не менее «софт» может расценить это как движение по полосе и выписать штраф. Экспериментальная камера пока фиксирует движение только по «рефюжу», заочно отвечает знакомый с ситуацией источник,— а дальнейшие решения будут приниматься после анализа жалоб на камеры.
Координатор объединения «Мотограждане» Павел Сосков сомневается в законности вынесения штрафов за движение по полосам.
Если же власти найдут такое основание, то это полностью лишит смысла передвигаться по городу на мотоцикле, считает он, ведь основное преимущество этого вида транспорта в городе — возможность проехать между машинами. Отказ от мотоциклов резко ухудшит дорожную обстановку и увеличит количество пробок, уверен господин Сосков. Представитель мотодвижения добавил, что в последние годы разметка в столице наносится таким образом, что ездить без нарушений практически невозможно. Мотолюбителям приходится постоянно пересекать сплошную линию разметки между полосами: для полноценного выполнения маневра оставлен очень маленький промежуток.
Замначальника управления дирекции фотовидеофиксации ЦОДД Москвы Владимир Карпов заявил “Ъ”, что движение мотоцикла и машины в одной полосе с соблюдением «необходимого бокового интервала» нарушением не является, штрафовать за это не будут.
Столичная система фиксации нарушений, напомним, самая крупная в России — более 3,5 тыс. комплексов. В 2020 году с ее помощью вынесли более 28 млн постановлений, а за девять месяцев 2021 года — 22 млн. В последние годы мэрия тестирует камеры, фиксирующие новые составы нарушений, помимо «традиционных» превышений скорости, выезда на автобусную полосу и т. д. С декабря 2020 года камеры «видят» непристегнутый ремень безопасности и разговор по телефону за рулем (за восемь месяцев ГИБДД вынесла более 100 тыс. штрафов за эти нарушения). А на этой неделе — 19 октября — дептранс и ГИБДД объявили о включении комплекса в Ростокинском проезде для проверки включенных фар (штраф 500 руб., постановления уже выносятся). Еще один комплекс, который тестируется в Москве в районе Чистых прудов, направлен на выявление слишком шумных автомобилей и мотоциклов. Однако, как рассказывал “Ъ”, штрафы еще не выносятся, поскольку ни нормативов по шуму, ни поправок к КоАП, необходимых для работы таких камер, пока не принято.