Визит ознакомительной важности
Новый премьер Израиля встретится с Владимиром Путиным
Премьер-министр Израиля Нафтали Беннет в пятницу совершит первый визит в Россию и впервые встретится с президентом Владимиром Путиным. Встреча пройдет в Сочи. Главная интрига визита: появится ли между двумя политиками та «химия», которая была присуща отношениям президента РФ с предыдущим главой израильского правительства Биньямином Нетаньяху. Впрочем, в Москве дали понять: теплые личные отношения возникают не сразу, что не должно помешать продуктивным переговорам, тем более что важных для обеих сторон тем более чем достаточно. Среди них первые места занимают Иран и Сирия, где ситуация обостряется с каждым днем.
«Мы стараемся не сравнивать господина Нетаньяху с нынешним премьер-министром, потому что Нетаньяху работал с президентом Путиным много лет, и они очень хорошо знали друг друга, и требуется время, чтобы наладить новые личные отношения»,— цитируют израильские СМИ слова пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, сказанные телеканалу i24News накануне первого визита премьера Нафтали Беннета в Россию.
Нафтали Беннет возглавил правительство Израиля в июне. До этого на протяжении 12 лет пост премьера занимал Биньямин Нетаньяху, который гордился дружбой с Владимиром Путиным и даже опубликовал фотографию с президентом РФ в ходе одной из последних предвыборных кампаний в Кнессет (впрочем, как и фото с 45-м президентом США Дональдом Трампом). После отставки господина Нетаньяху российский президент направил ему телеграмму с благодарностью за «многолетнее сотрудничество и понимание». А буквально на днях, за неделю до встречи в Сочи, израильский журналист Барак Равид опубликовал в издании Axios информацию со ссылкой на источники, что, получив послание президента из рук посла РФ в Израиле Анатолия Викторова, господин Нетаньяху сказал: «Скажите президенту Путину, что я скоро вернусь».
Не то чтобы в Москве ждали этого момента, но новая команда — всегда неизвестность, и личные отношения имеют значение, хотя предпосылок для серьезных изменений уровня взаимодействия с Израилем нет.
«За прошедшие десятилетия Россией и Израилем накоплен значительный опыт плодотворного сотрудничества на многих направлениях, а также партнерского взаимодействия в решении важных вопросов международной повестки дня… Уверен, что совместными усилиями мы сможем обеспечить дальнейшее наращивание всего комплекса взаимовыгодных российско-израильских связей»,— говорится в отправленной на этой неделе телеграмме российского президента господину Беннету по случаю 30-й годовщины восстановления дипломатических отношений между двумя странами.
То, что в российско-израильских отношениях с уходом Биньямина Нетаньяху мало что поменяется, было видно по состоявшемуся в прошлом месяце визиту главы МИД Израиля Яира Лапида в Москву и его теплой встрече с российским коллегой Сергеем Лавровым. Успел побывать в России и новый глава Совета национальной безопасности Эяль Хулата. Он приедет вместе с Нафтали Беннетом в Сочи. В состав делегации входят также советник премьера Шимрит Меир (до недавнего времени она была обозревателем по арабским и военным вопросам в израильских СМИ и руководила организацией «Линк», специализирующейся на медийных проектах в арабском мире), а также военный секретарь главы правительства (помощник по военным делам и вопросам безопасности) генерал-майор Ави Гиль. По информации израильских СМИ, в Сочи отправится и министр строительства и жилищной политики Зеев Элькин, который при предыдущем правительстве был сопредседателем российско-израильской межправкомиссии и часто переводил переговоры президента РФ с Биньямином Нетаньяху.
Повестка переговоров останется неизменной. Среди внешнеполитических тем главными будут две — ситуация вокруг иранской ядерной программы и Сирия (впрочем, это тоже связано с Ираном). Вне зависимости от состава правительства вопрос иранской угрозы всегда был приоритетен для Израиля. Только на этой неделе израильские СМИ сообщили, что правительство намерено выделить 5 млрд шекелей (около $1,5 млрд) для подготовки вооруженных сил к потенциальному удару по ядерным объектам Ирана. Министр обороны Израиля Бени Ганц назвал иранскую ядерную программу потенциальной угрозой существованию Израиля и, как следствие, «четким приоритетом» израильского оборонного бюджета. Со своей стороны, глава МИДа Яир Лапид подчеркнул, что Израиль «сохраняет за собой право действовать в любой момент и любым способом» в отношении Ирана, лишь бы не допустить создания этой страной ядерного оружия — особенно если не возобновятся или зайдут в тупик переговоры в Вене о возвращении Вашингтона и Тегерана к Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД).
Напомним, этот документ был подписан в 2015 году Ираном, а также пятью постоянными членами Совбеза ООН и Германией с целью ограничения иранской ядерной программы в обмен на отмену санкций. Россия, напротив, считает угрозы в адрес Ирана контрпродуктивными и активно выступает за скорейшее возобновление консультаций в Вене. При этом в Москве подчеркивают, что именно США в одностороннем порядке вышли из СВПД и не им ставить ультиматумы Ирану, если стороны хотят добиться результата на переговорах. В то же время Москва активно рекомендует Тегерану наладить диалог с МАГАТЭ и ответить на все вопросы представителей атомного агентства.
Москва также выступает против ограничений возможностей для сотрудничества с Тегераном, в том числе в военно-технической сфере. В прошлом году Россия сделала все возможное, чтобы не дать Вашингтону провести через Совбез ООН резолюцию о продлении ограничительного режима на поставки Ирану вооружений. Действие «оружейного эмбарго», которое было частью «ядерной сделки», истекло 18 октября 2020 года. И вот как раз перед визитом Нафтали Беннета в Сочи в российскую столицу прилетел начальник Генштаба Ирана Мохаммад Багери. Он встретился с министром обороны РФ Сергеем Шойгу и начальником Генштаба РФ Валерием Герасимовым и обсудил с ними сотрудничество в военной сфере, в том числе закупку вооружений у России. Обсуждение вопроса будет продолжено на заседании совместной военной комиссии Ирана и РФ через три месяца. И вряд ли эта новость радует израильтян, как и продолжение сотрудничества Москвы и Тегерана по Сирии. Но, с другой стороны, израильтяне уже привыкли к тесному взаимодействию России с Ираном и готовы извлекать из него пользу. Правда, ожидания Израиля иногда завышены — там надеются, что Москва может оказывать серьезное давление на Иран. На самом же деле Москва может что-то добиться от Тегерана лишь путем непростых взаимных компромиссов.
Биньямин Нетаньяху и его команда провели немало часов, убеждая российских партнеров сделать все возможное, чтобы проиранские силы отошли от границы с Израилем в Сирии. По словам господина Нетаньяху, его тесные отношения с Владимиром Путиным позволили добиться желаемого результата. В Москве подтверждали, что в 2018 году действительно обращались к иранцам с просьбой отвести лояльные к ним силы. Однако, как говорил в интервью “Ъ” спецпредставитель президента РФ по Сирии Александр Лаврентьев, российской стороной «было предложено отвести эти подразделения при том понимании, что со стороны американцев будут приняты меры по выводу своих подразделений из района Эт-Танфа и передача его полностью под контроль сирийских правительственных войск». Иранцы, по его словам, тогда прислушались к российским рекомендациям (правда, затем вернулись на юг), ответа же от американцев не последовало. И до сих пор присутствие военных США в Эт-Танфе остается головной болью для Москвы, которая считает, что США прикрывают террористов. Американцы покидать базу не собираются, и эту позицию поддерживают израильтяне, так как оттуда можно контролировать маршрут переброски вооружений из Ирана в Сирию и Ливан через Ирак.
Незадолго до визита Нафтали Беннета Эт-Танф вновь оказался в центре новостей. В ночь на 14 октября четыре тактических истребителя F-16 ВВС Израиля вошли в воздушное пространство Сирии в этом районе и нанесли удар по заводу по переработке фосфатных руд в районе Пальмиры. По официальной версии, погиб один сирийский солдат, трое получили ранения. В оппозиционных Дамаску СМИ писали о гибели четырех проиранских ополченцев, лишь один из которых был сирийцем. Сразу после этой атаки в проиранском агентстве новостей UNews было опубликовано заявление так называемого Штаба операций союзников Сирии, в котором был обещан «суровый ответ» на «израильскую агрессию».
Москва всегда выступает против ударов по Сирии (в том числе постоянно напоминает Израилю, что сирийское небо прикрывают российские ПВО), но активно этим ударам не мешает. Единственная «красная линия» для Москвы — безопасность российских военнослужащих и гражданского населения.
При этом Москва не теряет надежды добиться через Израиль договоренностей по Сирии с США, в том числе по вопросу о будущем Эт-Танфа.
Израильские СМИ пишут, что Россия попросила Израиль помочь возобновить переговоры с США в трехстороннем формате на уровне советов безопасности. В июне 2019 года секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев, а также занимавшие на тот момент посты советника президента США по национальной безопасности Джон Болтон и главы Совета национальной безопасности Израиля Меир Бен-Шаббат обсуждали в трехстороннем формате ситуацию в Сирии. Затем последовала отставка господина Болтона, и встречи больше не проводились. Однако сторонам есть что обсудить «на троих». У Москвы есть основания рассчитывать, что Израиль сможет сделать американцев более сговорчивыми, тем более что израильские военные высоко оценивают работу России в Сирии — как борьбу с терроризмом, так и политику примирения. Как отметил посол Израиля в России Александр Бен-Цви в интервью «РИА Новости», «пока есть только идея, ни дата, ни место еще не назначены». Он выразил надежду, что после визита Нафтали Беннета ситуация с переговорами в трехстороннем формате станет более определенной.