Онлайн-выборы рассудили без подробностей
Московский суд начал рассмотрение жалоб КПРФ на электронное голосование
Пресненский суд Москвы в четверг отклонил первые иски коммунистов, оспаривающих итоги онлайн-голосования на выборах в Госдуму. Из-за антиковидных ограничений спор об итогах выборов прошел в предельно закрытом режиме: на процесс соратника по партии не смог попасть даже глава московского горкома КПРФ, депутат Госдумы Валерий Рашкин, который должен был судиться следующим. Также судьи отказались привлекать к делу представителей Департамента информационных технологий правительства Москвы, проводившего электронное голосование.
Пресненский суд 21 октября отклонил иски экс-кандидатов в Госдуму от КПРФ Андрея Гребенника (Тушинский округ), Игоря Суханова (Новомосковский округ) и Валерия Рашкина (Бабушкинский округ), которые оспаривали итоги дистанционного электронного голосования (ДЭГ) в Москве. Напомним, что всего было подано 30 исков — 15 от Компартии и по одному от каждого из 15 столичных кандидатов от КПРФ по одномандатным округам.
Все заседания из-за антиковидных ограничений прошли в закрытом режиме. Как рассказал “Ъ” руководитель юридической службы московского отделения КПРФ Николай Геращенко, на заседание по иску господина Суханова не пустили даже депутата Рашкина, который пришел раньше назначенного судом времени и хотел понаблюдать за процессом однопартийца. Лидеру столичных коммунистов пришлось около четырех часов просидеть в коридоре суда, рассказал участник параллельного процесса.
Неожиданности, по словам господина Геращенко, не произошло: суд рассматривал иски исключительно с формальной стороны и даже отказался (уже во второй раз) привлечь к участию в процессе представителей Департамента информационных технологий (ДИТ) правительства Москвы, который является создателем и оператором системы ДЭГ. Суд просто не захотел разбираться с особенностями онлайн-голосования, и фактически все свелось к проверке итогового протокола, констатировал юрист.
Напомним, КПРФ в своем иске, в частности, настаивала, что достоверно установить итоги ДЭГ было невозможно из-за непрозрачности процесса и массового принуждения к участию в нем избирателей.
Кроме того, сама система ДЭГ не доработана, утверждали истцы, указывая, что окончательный срок исполнения контракта по ее созданию, заключенного ДИТ с «Лабораторией Касперского»,— 13 ноября 2021 года и на сайте госзакупок информация об исполнении контракта отсутствует.
В свою очередь, юристы Мосгоризбиркома уверяли, что заявители так и не смогли привести убедительные юридические доводы, которые позволили бы усомниться в действительности волеизъявления избирателей. Суд с ними согласился, но пока оглашена только резолютивная часть трех решений.
Остальные 12 дел (иски от партии и от кандидатов по тому же округу суд объединил в пары) планируется рассмотреть до конца следующей недели. Так, на 22 октября отложен процесс по иску Михаила Лобанова (Кунцевский округ). «Судья Карпова была настроена быстренько нам отказать, но в связи с объединением исков я попросил дать нам возможность познакомиться с иском КПРФ и скоординировать позицию»,— рассказал юрист господина Лобанова Алексей Рыбин. По его словам, суд отказал Михаилу Лобанову в обеспечительных мерах в виде запрета ДИТ совершать какие-либо действия с программно-аппаратным комплексом ДЭГ и предоставлять информацию из него разным аудиторам. В пятницу заявители намерены просить суд привлечь в качестве заинтересованных лиц «Лабораторию Касперского», вызвать в качестве свидетелей главу общественного штаба по наблюдению за выборами в Москве Алексея Венедиктова, куратора ДИТ в правительстве Москвы Артема Костырко и всех членов УИК ДЭГ, а также привлечь к делу программистов, которые понимают, что такое блокчейн, шифрование и архитектура ПАК ДЭГ. «Нас, конечно, не слишком интересует суд первой инстанции, с ним все понятно,— признается юрист.— Но максимум действий, чтобы затруднить отказ в иске, мы предпримем, и не столько ради нашего суда, сколько для будущей жалобы в ЕСПЧ».
Результат исков КПРФ совершенно предсказуем, но это как раз тот самый случай, когда цель — ничто, а движение — все, считает политолог Александр Кынев. Ведь сам факт рассмотрения этих дел сохраняет тему ДЭГ в информационном пространстве, а именно от общественного мнения зависит будущее онлайн-голосования.