Утром дивиденды, вечером импортозамещение
Диана Галиева о балансе интересов госкомпаний
В конце года Минпромторгу предстоит отчитаться о выполнении госзаказчиками требований к минимальной доле закупок российских товаров — и, вероятно, формально KPI по импортозамещению будут выполнены. Так, на форуме контрактных отношений в Санкт-Петербурге заместитель главы Федерального Казначейства Анна Катамадзе указала, что на проектную мощность квот выйти получится. Доля «российской» продукции в закупках госкомпаний (по ФЗ-223), от которых ожидали сопротивления требованиям, оказалась даже выше, чем у государства (по ФЗ-44). Заместитель главы профильного департамента Минпромторга Надежда Лещенко к этому отнеслась с недоверием: если отчетность по ФЗ-44 автоматизирована, то госкомпании готовят отчеты вручную и оценить их достоверность сложно.
Кары за невыполнение квот в Минпромторге всерьез не обсуждают, указывая, что их выполнению скорее мешают неполнота реестров промышленной и радиоэлектронной продукции (российской считается только включенная в них) и отсутствие местных поставщиков на ряде рынков. До конца года Минпромторг скорректирует перечень квотируемой продукции, а для ускоренного наполнения реестров — упростит получение подтверждений «российскости» товаров (продлив срок их действия втрое, до трех лет, и сократив перечень документов для получения). Но министерство обещает ежегодные проверки поставщиков — от них потребуют инвестиций в модернизацию производства и создание новых продуктов, а также отчеты по произведенной продукции, чтобы обеспечить прослеживаемость товаров и исключить «лазейки», позволяющие контрагентам получать заключения о российском происхождении товаров и на их основе поставлять импортную продукцию.
К этим идеям можно было бы отнестись всерьез, если бы в соседнем зале не разворачивалась дискуссия между субъектами регулирования, в ходе которой заказчики по ФЗ-223 обсуждали способы обхода новых протекционистских требований,— перечень их довольно разнообразен, но сами уловки пусть в том зале и останутся. Важнее искренность, с которой заказчики признают, что в качестве российских закупают импортные товары и, хотя квоты прибавили им сложностей, новые требования также можно обойти, закупив нужное вместо навязанного.
Причина этой анекдотической ситуации — двойственная природа госкомпаний. Ряд госорганов хочет добиться от них содействия в выполнении ведомственных целей, делая упор на то, что компании государственные и обязаны разделять идеалы протекционизма. Однако в первую очередь госкомпании — источник доходов бюджета, и для этого им и предоставлена самостоятельность в зарабатывании дивидендов для государства. В результате импортозамещение оказывается все же не дороже денег, по крайней мере пока.