Глобальный дефицит автомобилей открывает путь китайским брендам на российский рынок
Автопроизводители из Китая кратно увеличили доступность сервиса в России
Дефицит легковых и грузовых автомобилей не закончится в 2022 году и приведет к увеличению доли продаж китайских моделей на отечественном рынке и росту цен на подержанные машины всех марок, прогнозирует директор по продажам автолизинга группы компаний «Альфа-Лизинг» Александр Голанков.
Еще год назад вместе со всем рынком мы надеялись, что острый дефицит автотранспорта, возникший прошлой осенью, в скором времени будет преодолен и уже в 2021 году рынок придет в более или менее нормальное состояние. Но сейчас, наверное, уже никто не сомневается в том, что низкие стоки автодилеров и растущие цены на машины практически всех моделей и марок — новая реальность, с которой нам жить как минимум еще весь следующий год, а то и дольше. В силу различных причин автопроизводители так и не смогли увеличить производство и удовлетворить имеющийся спрос.
И это абсолютно глобальная тенденция. Мой друг из США, владеющий логистической компанией, хотел купить 15 грузовиков, но нашел на рынке только 7. При этом поставка техники по договорам, которые он оплатил месяц назад, ожидается лишь во втором квартале 2022 года. Я был удивлен, насколько это совпадает с ситуацией на российском рынке. И тем не менее он абсолютно счастлив: в это же время цены на грузоперевозки в США выросли кратно — на тех же активах он получает уже в два раза больше выручки, чем раньше, хотя и масштабировать бизнес стало труднее.
Вероятно, то же самое будет происходить и в России: в следующем году ни цены, ни сроки поставок существенно не сократятся, а спрос будет расти. Вот уже третий месяц подряд продажи новых легковых автомобилей в России падают по сравнению с прошлым годом, но при этом мы уже видим резкий всплеск спроса на вторичном рынке автомобилей. И даже наша компания, всегда имевшая достаточно консервативную позицию по этому виду техники, сейчас пересматривает прогноз по ликвидности б/у автомобилей — как грузовых, так и легковых. Это подразумевает более щадящие условия для клиента по пробегу, году выпуска и другим основным параметрам для подержанных машин, в том числе на автомобили российских и китайских производителей.
Последние и вовсе имеют все шансы совершить экспансию на российском рынке, потеснив европейских, японских и даже корейских автопромышленников. Уже по итогам первого полугодия продажи автомобилей китайских брендов стали безусловными лидерами по темпам роста продаж, опередив по удельному приросту даже отечественные марки, которые тоже хорошо продаются на фоне сокращения продаж остальных ведущих мировых лидеров. При этом подавляющее количество представительств уведомили нас о сокращении или, в единичных случаях, сохранении объемов поставок на Россию в следующем году. И только официальный представитель китайской компании Haval заявил о намерении увеличить объемы производства на следующий год вдвое.
И у меня нет сомнений, что этот план будет выполнен: все предыдущие годы производители из Китая активно развивали сервисную и дилерскую инфраструктуру в России, в чем добились отменных успехов. По данным Ernst & Young, в 2010 году на нашей территории доля дилерской сети китайских брендов составляла 11%, а в 2020-м выросла почти вдвое, до 21%, что происходило на фоне сокращения количества продаваемых моделей или полного ухода крупных западных брендов с российского рынка. Это говорит о том, что у китайских автомобилей теперь меньше проблем с запчастями, на что раньше жаловались российские пользователи, а сам автомобиль можно качественно и дешево отремонтировать в авторизованном сервисном центре в районе его постоянной эксплуатации. Ко всем этим очевидным преимуществам — по цене техники и уровню доступности сервисной инфраструктуры — подтянулся под европейские стандарты и дизайн автомобиля, который больше не вызывает эстетических претензий у потребителей.
На рынке грузовых автомобилей, где мы видим почти такой же тотальный дефицит по наиболее популярным моделям, у производителей из Китая тоже нашлись интересные и, как показала практика, дальновидные решения. В этом году китайский автопромышленный госконцерн Saic и итальянская фирма Iveco представили на рынок самосвал Hongyan, у которого кабина и двигатель — итальянские, а шасси и все остальное — китайское. Такая машина стоит на 20% дешевле, чем аналоги из первой семерки мировых производителей, но самое главное, она есть в наличии и может быть поставлена в течение двух месяцев. Разумеется, люди их начали покупать, в том числе в России, где спрос вырос настолько, что в дефиците стали даже отечественные «КамАЗы».
Нам, лизинговым компаниям, все эти факторы позволяют повысить прогноз по ликвидности китайских автомобилей: их обслуживание и ремонт теперь стали легче и доступнее для пользователей в России, а также появилась позитивная история эксплуатации китайской техники. Теперь мы можем точнее оценить остаточную стоимость машины после окончания договора лизинга или при ее возврате в середине договора, а значит, уменьшить риски для бизнеса. А для нашего клиента это означает снижение размера аванса при покупке в лизинг китайских автомобилей. Буквально в октябре мы передали три самосвала Saic-Iveco с десятипроцентным авансом, что вполне сопоставимо с первоначальным платежом для грузовиков мировых брендов из Европы.