Проверка слуха
Современные мифы: правда или фейк?
Правда ли, что режиссер фильма «Кинг Конг» вдохновлялся сказкой Корнея Чуковского? Зачем в Италии на Новый год выбрасывают с балконов старую мебель и вещи? Почему помолвочные кольца с бриллиантами стали популярны? Об этом — в специальном проекте “Ъ FM” и «Проверено.Медиа».
Мексиканское вдохновение
Правда ли, что парад в честь Дня мертвых в Мексике появился лишь после выхода фильма о Джеймсе Бонде «007: Спектр»?
Существует версия, что красочный фестиваль, который мексиканцы проводят в ноябре, появился только после того, как костюмированный карнавал показали в прологе боевика 2015 года. И в СМИ, и в туристических брошюрах утверждается, что муниципалитет мексиканской столицы настолько впечатлялся придуманным в Голливуде праздником, что решил воспользоваться им для привлечения туристов.
Как и во многих культурах, у мексиканцев есть особые дни для почитания умерших. 1 ноября поминают детей и младенцев, а 2 ноября — всех взрослых. Традиция чтить покойных сформировалась еще до появления на континенте европейцев — во времена ацтеков и майя. Правда, к началу XX века в Мехико праздник потерял популярность и рассматривался скорее как деревенский фольклор. А в 1970-е в Мексику проникает культура американского Хэллоуина, однако она не встречает понимания у местных жителей.
Они увидели в нем противопоставление богатой жизни детей гринго — американцев и бедных мексиканских ребятишек, готовых на любую черную работу ради нескольких песо. Ученый Клаудио Ломниц считает, что в противовес Хэллоуину и возродился народный обряд Дня мертвых. Более того, праздник стал символом протеста, ведь он позволял оплакивать всех, о ком не было принято скорбеть публично, — секс-работниц, представителей ЛГБТ, а также мексиканцев, погибших в попытке попасть на заработки в США.
Можно предположить, что создатели фильма об агенте 007 были хорошо знакомы с традициями этого праздника, но предложили зрителям свою интерпретацию, взяв за основу традиционные карнавалы Европы и Латинской Америки. В картине показано много стилистически верных элементов: макияж, традиционные маски и наряды Дня мертвых. Но к этому было добавлено массовое шествие по улицам и проезд украшенных платформ. Мексиканцы вдохновились такой интерпретацией и уже в следующем году организовали настоящий, а не постановочный парад.
Поэтому корректно будет говорить, что парад в День мертвых в Мехико появился действительно благодаря фильму о Джеймсе Бонде, но фестивальные традиции этого праздника уходят корнями в ритуалы коренных народов Мексики.
Вердикт — большей частью правда.
С глаз долой — из окон вон
Зачем в Италии на Новый год выбрасывают с балконов старую мебель и вещи?
Принято считать, что корни этой довольно опасной традиции уходят еще во времена языческого Древнего Рима. Новый год — это начало новой жизни, а значит, и все, что окружает людей, должно обновиться. Другая трактовка гласит, что грохотом от разбивающихся предметов римляне отпугивали «нечисть» и «злых духов».
Сохранялся этот обычай и спустя два тысячелетия: достаточно вспомнить многие популярные кинофильмы второй половины XX века. Важно отметить: мебель из окон, как правило, принято выбрасывать на юге Италии, особенно в Неаполе. В 1970-е офицер американского флота Брюс Холдт вспоминал: «Один из соседей предупредил нас, чтобы мы не находились на улице в полночь. На следующий день улица была захламлена разными вещами, выброшенными итальянцами».
Но принято ли сейчас в Италии выбрасывать вещи из окон? Многие считают, что эта традиция почти исчезла. На посвященном Новому году итальянском ресурсе capodanno.org, например, сказано: «Этот обычай постепенно уходит. Чтобы "выставить" прошлое, можно просто выкинуть в ведро слишком тесную одежду, плюшевого мишку вашего повзрослевшего ребенка или старую видеокассету».
Однако, судя по новостям, слухи о смерти традиции преувеличены. Встречая 2020 год, жители одного из пригородов Неаполя превратили центр коммуны в свалку. На землю летело все, вплоть до мебели и санитарной керамики. Возмущенный мэр даже открыл расследование и пригрозил землякам крупными штрафами. Поэтому спустя несколько дней горожане вышли на незапланированный субботник, чтобы вернуть улицам приличный вид.
Таким образом, традиция по-прежнему существует, правда, до выбрасывания из окон крупных вещей дело доходит редко. Тем не менее обычай все еще жив.
Вердикт — большей частью правда.
Лучшие друзья пиарщиков — это бриллианты
Популярность помолвочных колец с бриллиантом — заслуга рекламщиков компании De Beers?
«Нас обвели вокруг пальца, заставив поверить: чтобы обручиться, вам необходим бриллиант», — такие заголовки можно встретить в статьях, рассказывающих об истории популярности помолвочных колец с бриллиантами. Авторы утверждают, что в моду эти камни вошли исключительно благодаря рекламной кампании середины XX века, а фразу «Бриллиант навсегда» придумали, чтобы украшения не перепродавали, и они не падали в цене.
Действительно, традиция делать предложение с помощью колец существовала издавна, но камни в них могли быть любыми, тем более что до конца XIX века бриллианты были редкостью. Масштабная их добыча началась после 1870 года, когда в Южной Африке обнаружили гигантские залежи алмазов. Спустя полтора десятилетия появилась компания, ныне известная как De Beers, которая получила фактическую монополию на производство и продажу бриллиантов. Основной упор был сделан на рынок США — в Европе традиция дарить помолвочные украшения оставалась малораспространенной.
Резкий спад продаж на фоне Великой депрессии рубежа 20-30-х заставил De Beers искать новые способы мотивировать потребителей. Маркетологи агентства N.W. Ayer посоветовали сделать ставку на помолвочные кольца. Пиарщики выдвинули идею романтизировать бриллианты: чем крупнее камень, тем более чистую и серьезную любовь он должен символизировать. А главной площадкой рекламной кампании продукции De Beers сделали «фабрику грез» — Голливуд. Бриллиантами восхищались помолвленные знаменитости, их напоказ надевали актрисы в кадре и на светских мероприятиях.
Но по-настоящему кампания взлетела в 1947 году со слоганом «Бриллиант навсегда». Эта фраза прямо намекала: купите бриллиант, и вас ждет вечная любовь, а если нет, то и вечной любви не будет. Идея сработала безотказно: спустя всего несколько лет восемь из десяти американских невест получали кольцо именно с бриллиантом.
Вердикт — большей частью правда.
Рождественская тайна
Правда ли, что песня Jingle Bells изначально не задумывалась как рождественская?
За время своего существования эта песня стала таким же неотъемлемым символом Рождества, как елка, гирлянды и подарки. А в 1965 году Jingle Bells стала первой композицией, исполнение которой транслировали из космоса.
Но до сих пор нет уверенности даже в том, где и когда родилась эта песня. Считается, что ее автор — американец Джеймс Пирпонт, который получил на нее авторские права в 1857 году в штате Джорджия. В документе песня называется по первой строчке — «Сани, запряженные одной лошадью». В Джорджии автор жил по работе, но на его родине в городке Медфорд, штат Массачусетс, версия другая: якобы Jingle Bells родилась в местной таверне еще в 1850 году.
В спорах о том, какой же город стал родиной Jingle Bells, выдвигаются разные версии, но ни одна из них не связана с Рождеством. В тексте не упоминается ни сам праздник, ни его атрибуты. В Массачусетсе считают, что песня посвящена катанию на санях, которое было популярной городской забавой еще в начале XIX века. А в Джорджии уверены, что Jingle Bells — это ностальгия по снежной зиме в Новой Англии, которая не была частым явлением на юге США.
Согласно еще одной версии, Пирпонт написал песню для Дня благодарения в воскресной школе, и композиция так понравилась, что детей попросили исполнить ее на Рождество. Правда, верится в эту гипотезу с трудом: ныне забытые третий и четвертый куплеты рассказывают об уединенной поездке юноши и девушки на санях. В те времена такой текст вряд ли стали бы исполнять в религиозном учреждении. Кина Хэмилл из Бостонского университета считает, что Пирпонт сочинил песню исключительно из коммерческого интереса, а тема прогулки на санях вдали от посторонних глаз была довольно популярной в середине XIX века.
Как же в таком случае Jingle Bells оказалась связана с Рождеством? В 1898 году песню записали в исполнении популярного «Мужского квартета Эдисона» — Edison Male Quartet. Именно тогда, как считает исследовательница, композиция и стала повсеместно ассоциироваться с зимними праздниками. А самую широкую известность песня получила в 30-х и 40-х в исполнении оркестров Бенни Гудмена, Бинга Кросби и Гленна Миллера.
Вердикт — это правда.
Гигантская горилла в кино
Режиссер фильма «Кинг Конг» вдохновлялся сказкой Корнея Чуковского?
Снятый в 1933 году «Кинг Конг» совершил настоящую техническую революцию в Голливуде — гигантская обезьяна, попавшая в каменные джунгли Нью-Йорка, стала одним из самых узнаваемых и кассовых персонажей в истории. Есть мнение о том, что «крестным отцом» культового персонажа был поэт Чуковский, ведь режиссер Мериан Купер читал в сказке «Крокодил», как «Дикая Горилла Лялю утащила». До прихода в кинематограф создатель «Кинг Конга» служил в авиации. В 1919 году Мериан Купер вступил в добровольческий эскадрон, который воевал на стороне Польши с советской Россией. Спустя год Купера сбили, и он попал в плен.
Авторы публикаций, рассказывающие о влиянии Чуковского на будущий блокбастер, утверждают: в плену Купер попробовал выучить русский язык. Делал он это по сказке «Крокодил», которую тогда печатали огромными тиражами. Образ гориллы, которая хватает девочку Лялю и поднимается с ней на крышу высотного дома, запомнился будущему режиссеру, а вскоре Куперу приснился сон, где обезьяна забиралась уже на Эмпайр-стейт-билдинг. В таком виде ход событий описан в статье 2006 года украинской газеты «Бизнес» — самого раннего из найденных источников, где рассказывается о связи между «Кинг Конгом» и Чуковским.
Но за год до выхода этой заметки американский историк кино Марк Ваз опубликовал биографию Купера, где исследовал процесс создания его главного фильма. Как утверждает эксперт, который в отличие от украинских и российских журналистов работал с архивными документами, будущий режиссер увлекся обезьянами еще в раннем детстве. А уже после военной службы сблизился с известным путешественником Уильямом Берденом, который изучал варанов с острова Комодо.
В поздней переписке Купер вспоминал: идея пришла ему в голову именно благодаря общению с другом — изначально гигантские монстры должны были жить на доисторическом острове, но потом режиссер перенес их в самое сердце современной цивилизации — Нью-Йорк. А кульминация истории, расстрел Кинг-Конга с самолетов на верхушке Эмпайр-стейт-билдинг, появилась, когда Купер увидел аэроплан, пролетающий над небоскребом.
Вердикт — это фейк.