Разум умер, но дело его живет
Ансамбль Il Giardino Armonico выступил в Москве
В концертном зале «Зарядье» состоялся перенесенный с прошлогодней ковидной поры концерт знаменитого итальянского ансамбля старинной музыки Il Giardino Armonico. Подопечные дирижера и флейтиста Джованни Антонини на этот раз привезли программу своего последнего альбома «Смерть разума» (La morte della ragione). Ошарашивающую презентацию музыки XV–XVII веков оценил Сергей Ходнев.
У программы «Смерть разума» есть и подзаголовок: «Музыкальное путешествие из XV в XVII век». Если бы речь шла о других исполнителях, можно было бы только покачать головой и тоскливо вздохнуть — ну понятно, еще один хит-лист от Ренессанса до барокко, путешествовали уже, знаем. «La morte della ragione» — это название знаменитой анонимной паваны XVI века, и интуитивно вроде бы понятно, какой маршрут оно должно задавать этому путешествию: от рассудочности к безумствам, от высочайшей математики возрожденческой полифонии до экстравагантностей барокко.
На самом деле все не так. Головных контрапунктовых игр хватало, конечно, как хватало и всякого рода странностей и диковин, маньеристских и раннебарочных. Но путешествие вышло крайне нелинейным — оба отделения были сыграны как сплошные сеты, где дело было вовсе не в наглядности и не в хронологии. Благо состав ансамбля — смычковые струнные (не только скрипичного семейства, но и архаичные виелы), блокфлейты, корнеты, фаготы-дульцианы, сакбот, арфа, орган и клавесин — позволял с легкостью перемещаться из одного времени в другое. Ученые опусы полифонистов легко перетекали в вещи простодушно танцевальные, XVI век перемешивался с XVII. Угадать, что тебя ждет за очередным поворотом, невозможно, даже зная выстроенные в программу произведения — не все, конечно, потому что музыка худо-бедно известная, иногда так чуть ли не шлягерная, пересыпана абсолютными раритетами. Скажем, сначала музыканты перебирали разные полифонические вариации на тему песни «De tous biens plaine» (в 1490-е, очевидно, сводившей с ума Европу), дойдя до совсем чудных версий Александра Агриколы, напоминавших в исполнении Il Giardino Armonico вовсе даже Филипа Гласса. А потом, когда пришел черед «Плача на смерть Йоханнеса Огегема» (1497), сыграли его на экзотических старинных духовых без малейшего намека на чудачество или музейность, строго, тонко и проникновенно.
Или взять паваны (та самая «Смерть разума» и «Битва»), которые кто только не исполнял: у Антонини и его музыкантов вместо привычных торжественно-церемонных танцевальных номеров вышли азартные пьесы с пестрой инструментовкой, нашпигованные импровизированными «диминуциями». Как кажется, логическое ударение в программе выпадало на произведения неортодоксальные, со странным тональным языком и с обилием диссонансов, словом, совсем не на те, которые первым делом приходят в голову при упоминании успокоительного словосочетания «старинная музыка». Но и тут не без сюрпризов: слушатель, совсем как тот читатель, который ждет уж рифмы «розы», уже было приготовился, что эти маньеристские гармонические безумства ему проиллюстрируют музыкой Карло Джезуальдо — но Джезуальдо ему предъявили не в виде какого-нибудь экспрессионистского мадригала вроде «Merce grido piangendo», а в виде суховато-изощренной «Французской канцоны», сыгранной на клавесине и арфе. Зато показали то, чего ожидать было сложно: отчетливо модернистскую звучность в «Экстравагантной сонате» малоизвестного автора XVII века Джанпьетро дель Буоно, чистый прог-рок в сонате венецианского скрипача-виртуоза того же времени Дарио Кастелло.
Сыграно все это было поразительно — да, понятно, что программу эту Джованни Антонини со товарищи отточили давно, но все равно редкое удовольствие вживую услышать, чтобы разновесный и капризный старинный инструментарий звучал с такой виртуозностью, гибкостью, безупречным ансамблевым качеством. Хотя вроде бы каждый исполнительский прием обоснован научно-исследовательскими ссылками, никто не примет «Смерть разума» за скучное учебное пособие: научность здесь сплавлена с авторским художническим высказыванием, вдохновенность и лукавство — с идеальным мастерством. И без живого разума такого результата все-таки не добьешься.