Ставка на подписку
Владение собственным автомобилем в городе становится все более невыгодным
Пандемия, транспортная политика в мегаполисах и рост цен на легковые автомобили вынуждают горожан и туристов активнее пользоваться услугами операторов такси и каршеринга, а также новых для российского рынка арендных продуктов вроде подписки на авто. Эти новые рынки станут хорошей основой для роста нового бизнеса лизинговых компаний, считает директор Russian Automotive Market Research Татьяна Арабаджи.
В 2021 году на рынке финансового лизинга легковых автомобилей продолжила расти доля клиентов, занимающихся предоставлением услуг такси, каршеринга и других форм аренды автомобилей. За семь месяцев 2021 года компаниям из этого сегмента был выдан 31% от всех автомобилей, переданных в финансовый лизинг.
При этом классические сервисы аренды автомобиля особой популярностью в России не пользуются, а вот сервисы с гибкой оплатой — поминутной или за конкретную поездку — уже весьма востребованы в крупных городах. Хорошими темпами растут парки операторов такси, где продолжают появляться новые игроки, а также становится все более популярной услуга аренды авто по подписке, которую операторы крупных автопарков предоставляют в партнерстве с лизингодателями.
У этого тренда есть объективные основания стать долгосрочным прежде всего потому, что владение собственным автомобилем и передвижение на нем в крупном городе становится все более дорогим удовольствием. Цены на машины и запчасти, сервисное обслуживание и топливо растут, все дороже становятся парковочные места в городах, а доходы основной массы населения за этим ростом не успевают.
Во многом это и сознательная политика городских властей: как правило, в мегаполисах они стараются разгрузить автодороги и улицы, для чего, с одной стороны, развивают общественный транспорт и шеринговые сервисы, а с другой — затрудняют жизнь индивидуальным автомобилистам. Поэтому сегодня уже во всех крупных мегаполисах страны представлено много альтернативных способов для передвижения по городу, а не только личный автомобиль или общественный транспорт. Это не только каршеринг, но и байкшеринг, а также кикшеринг (аренда электросамокатов), стремительно ворвавшийся на рынок финансового лизинга в 2021 году.
Рост внутреннего туризма из-за ограничений на международные поездки тоже обеспечивает определенный спрос на шеринг автомобилей, велосипедов, самокатов, а часть местных пассажиров общественного транспорта пересели на каршеринговые автомобили и такси, посчитав, что это просто безопаснее во время пандемии. Краткосрочная подписка на автомобиль — еще один удобный вариант решения этих проблем для тех, у кого есть автомобильные права.
Да и в целом в последние несколько лет в обществе все шире распространяется идея осознанного потребления и одной из основных ее формул — шеринговой экономики. Многие считают эту модель потребления еще и более удобной в период стагнации или рецессии, когда деньги зарабатывать тяжело. Но появились и те, кто отказывается от каких-товаров или услуг не потому, что не может себе их позволить, а потому, что ответственно относится к общепланетарным ресурсам.
Так что если в ближайшие годы доходы населения не будут расти более высокими темпами, а власти крупных городов не сменят парадигму транспортной политики и методов противоэпидемиологических ограничений, то спрос на услуги такси, шеринга, подписки, проката и аренды любых транспортных средств в городах будет только расти. При этом спрогнозировать, где и когда этот спрос остановится, пока очень трудно.
Именно поэтому интерес лизинговых компаний к этому сегменту рынка и сохранится в ближайшие годы. И даже убытки крупных операторов каршеринга, которые они показывают уже несколько лет подряд, не вызывают опасений у их кредиторов, пока эти клиенты в состоянии обслуживать ежемесячные лизинговые платежи. А в случае изъятия автомобиля на сегодняшнем дефицитном рынке практически любую машину можно будет быстро пристроить с прибылью.
Эффекты от коронакризиса, а точнее, вводимые ограничения для граждан и бизнеса во время всплеска эпидемии только способствовали изменению структуры потребления товаров и услуг. Стремительно растет доля интернет-продаж, сокращаются трафик посетителей и количество покупок в обычных офлайн-магазинах, увеличивается спрос на услуги доставки еды и продуктов (особенно в периоды ограничений на посещения кафе и ресторанов).
Компании и сервисы, которые смогут удовлетворить эти потребности потребителя, вынужденного адаптироваться к ограничениям, смогут со всей вероятностью рассчитывать на коммерческий успех в ближайшие годы. Для этого им неизбежно понадобится больше развозных автомобилей, велосипедов и самокатов для курьеров, а значит, они тоже будут создавать основу платежеспособного спроса для лизинговых компаний.