Вопрос на засыпку
Тайваньская тема снова привела к дипломатическому скандалу между США и КНР
Тайваньский вопрос в очередной раз повысил градус противостояния между Вашингтоном и Пекином. В ходе недавнего общения с избирателями президента США Джо Байдена спросили, готовы ли США защитить Тайвань в случае агрессии против него со стороны Китая. И несмотря на то что американский президент, отвечая на вопрос, оставался в рамках давно принятого США курса, Пекин воспринял это заявление как жесткое и агрессивное. Американские эксперты с учетом крайне болезненной реакции Китая и обострения обстановки в регионе рекомендуют кабинету Байдена быть очень осторожным в заявлениях, продумывая каждое слово и контекст, в котором оно должно прозвучать.
Президент США Джо Байден в четверг в ходе общения с американцами в эфире телеканала CNN сделал весьма громкие заявления по поводу ситуации вокруг Тайваня и отношений США с Китаем. На вопрос из зала о якобы имевших место испытаниях в КНР гиперзвукового оружия господин Байден ответил: «Россия, Китай и остальной мир знают, что мы обладаем самой мощной армией за всю мировую историю». Поэтому, независимо от того, что происходит с военными программами стран-конкурентов, задаваться нужно вопросом не о способностях США к отражению этих угроз, а о том, «предпринимаются или нет ими (этими странами.— “Ъ”) действия, которые могут поставить их в положение, когда они могут совершить серьезную ошибку».
Джо Байден также положительно ответил на вопрос, будут ли США защищать Тайвань в случае гипотетического нападения Китая. «Да, у нас есть такие обязательства»,— заверил господин Байден.
Американский лидер добавил, что, хотя он и не стремится к холодной войне с КНР, там «должны понимать, что мы не собираемся отступать и менять наши взгляды».
Реакция Китая не заставила себя долго ждать. В МИД КНР предостерегли США от преждевременных выводов. «Никто не должен недооценивать твердую решимость и способность китайского народа защищать национальный суверенитет и территориальную целостность»,— заявили в китайском внешнеполитическом ведомстве.
Впоследствии представитель Белого дома Джен Псаки попыталась погасить очередной дипломатический скандал и в ходе пресс-брифинга в пятницу заверила, что заявления президента США не стоит расценивать как разворот американской политики в отношении Тайваня. Как и прежде, военное взаимодействие с ним регулируется законом об отношениях с Тайванем. Речь идет о документе, который был одобрен американским Конгрессом в 1979 году. Согласно ему, несмотря на оттепель в отношениях с КНР, США не отказались от обязательств по защите Тайваня от внешних угроз.
Если полагаться на заявлениях сторон, очевидно, что Китай и США видят будущее этой территории по-разному.
- Китай считает ее своей провинцией, ожидая «мирного возвращения» в «единый Китай».
- США стремятся к сохранению статус-кво и поддержке условной независимости Тайваня как можно дольше.
Весьма показательной в этом смысле стала недавняя дискуссия, посвященная 50-летию принятия ключевой резолюции ООН о статусе Китайской Народной Республики, которая прошла в Фонде Маршалла в Вашингтоне. Согласно этой резолюции 25 октября 1971 года, право постоянного представительства в Организации Объединенных Наций перешло от Китайской Республики (на Тайване) к КНР. Участвовавшая в дискуссии заместитель представителя Тайваня в США Лян-Ю Ван выразила мнение, что КНР «неверно интерпретирует» эту резолюцию, блокируя любое международное взаимодействие Тайваня с другими членами ООН. Заместитель помощника госсекретаря США по вопросам Восточной Азии и Тихоокеанского региона Рик Уотерс в ходе этого обсуждения заявил, что США поддерживают «инклюзивность» Тайваня в ООН, и от этого взаимодействия выиграют все его члены. Представитель КНР в дискуссии не участвовал.
При этом известно, что Пекин крайне болезненно реагирует на любые контакты США и их союзников с представителями Тайваня. В частности, после сообщения The Wall Street Journal о том, что американские военные инструкторы работают на Тайване, МИД КНР предостерег США от любого взаимодействия с правительством этого частично признанного государства.
Важно отметить, что заявления господина Байдена появились после того, как ситуация в регионе накалилась до предела.
Недавно КНР обвинила военные суда США и Канады в провокациях в Тайваньском проливе. Китай и сам усиливает присутствие в этом районе. По данным Министерства обороны Тайваня, за последнее время наблюдается активизация полетов военной авиации КНР в его воздушном пространстве. Тайваньские военные насчитали около 150 подобных полетов.
Не так давно источники газеты Financial Times в разведке США сообщили, что с августе Китай успешно провел испытания гиперзвукового оружия, которое способно создать сложности как ПРО Тайваня, так и самой Америки. И хотя представитель МИД КНР Чжао Лицзянь днем позже заявил, что КНР испытывал не новый тип вооружений, а космический аппарат, к информации о новом оружии КНР в США отнеслись очень серьезно. Опрошенные ранее “Ъ” американские эксперты порекомендовали администрации США в связи с этим быть осторожней с заявлениями по поводу Тайваня.
Хотя позиция США по Тайваню действительно не изменилась за многие годы, болезненность вопроса должна заставить американскую дипломатию найти более аккуратные и актуальные подходы, уверены американские эксперты. Старший научный сотрудник Брукингского института Райан Хэсс, специализирующийся на теме взаимодействия с Тайванем, подробно разобрал заявление господина Байдена в своем аккаунте в Twitter. Эксперт предложил американскому президенту «в следующий раз… вместо того чтобы говорить о гипотезах… подтвердить более раннюю формулировку (госсекретаря Энтони.— “Ъ”) Блинкена о том, что США выполняют свои обязательства (по Тайваню.— “Ъ”), и было бы серьезной ошибкой для любого пытаться изменить этот статус-кво силой».