Частное становится публичным
Трансформация
В последние два года на фондовый рынок хлынул поток розничных инвесторов. Несмотря на то, что доля сделок IPO с их участием пока невелика, именно этот контингент подогревает интерес российских компаний к получению статуса открытых. В ближайшие месяцы минимум десяток игроков планирует листинг на Московской, Лондонской и американских биржах. С начала года отечественный бизнес уже привлек в ходе IPO около $3 млрд.
К концу 2020 года мировой рынок IPO начал оживать по мере постепенной адаптации к работе в условиях пандемии. Уже в июне месячный объем привлечений превысил аналогичный показатель прошлого года, а в августе он оказался почти в шесть раз больше, чем в августе 2019-го (более $75 млрд), вспоминает партнер направления «Финансовое консультирование» АО «Юникон» (Глобальный альянс BDO) Эдуард Румянцев. По итогам 2020 года, говорят данные компании Refinitiv, 1755 эмитентов провели размещения на мировых площадках и в ходе них привлекли более $324 млрд ($203,7 млрд годом ранее).
Эта тенденция продолжилась в 2021 году, и российские компании ее поддерживают. На местном рынке с начала года общий объем IPO и SPO превысил $3,8 млрд. А Нью-Йорк не видел такой хроники размещения российских корпоративных эмитентов со времен первой волны 1990-х, констатирует соучредитель инвестиционного фонда Flexible Investment Solutions Иван Крошный.
Новая кровь
По его данным, с начала года S&P 500 вырос на 18%, NASDAQ — на 17%, индекс Московской биржи — на 27%. Фондовый рынок увеличивается, и главным его трендом эксперты называют расширение пула участников. Сокращение возможностей традиционного пассивного дохода вследствие падения ставок депозитов и роста стоимости недвижимости в РФ для тех слоев населения, у которых были на это свободные средства, привлекло на рынок большое количество частных инвесторов, объясняет управляющий директор ПФ «Пакер тулс» Сергей Гуськов. К началу сентября количество открытых брокерских счетов на Московской бирже составило 13 млн, иллюстрирует гендиректор «АФИ Капитал» Алексей Гориславец. Число активных приближается к 2,5 млн.
В первичном размещении, отмечает партнер Capital Lab Group Евгений Шатов, доля «частников» пока составляет 5–7%, и будет увеличиваться. Дополнительным стимулом он видит упрощение процесса: клиенты могут размещать заявки на участие через приложения брокера.
Первичный список
В ближайшие месяцы анонсировались IPO ЦИАН, «ВкусВилл», «Делимобиль» и «СПБ Биржа», возможность провести его в 2021 году рассматривало и My.Games, игровое подразделение Mail.ru Group. Ни одна из компаний комментировать свои планы “Ъ” не стала. По оценке принципала Fort Ross Ventures Дениса Ефремова, бизнес ЦИАН может стоить $500–600 млн, «ВкусВилл» — $2–3 млрд, «Делимобиль» — $450–550 млн, «СПБ Биржи» — $750–900 млн, My.Games — $1–1,5 млрд.
Ранее о желании разместиться на бирже сообщали Mercury Retail Group (управляет сетями «Красное и белое» и «Бристоль»), «Совкомбанк» и Wildberries, добавляет главный аналитик «Открытие Инвестиции» («Открытие Брокер») Алексей Павлов. «Ренессанс страхование» выходит на Московскую биржу с оценкой в 67,2–73,3 млрд рублей. Средства от размещения пойдут как на развитие компании, так и текущим акционерам, которые желают продать свои доли, поясняет аналитик «КСК Капитал УА» Михаил Беспалов. По мнению главного аналитика ИФК «Солид» Дмитрия Донецкого, для компании это способ «спасения бизнеса» — на фоне хайпа вокруг IPO она пытается найти средства для финансирования своей текущей деятельности: «У "Ренессанса" в последнее время сильно падает уровень достаточности капитала при стагнирующих доходах основного бизнеса. Компания растет, но неэффективно. Чтобы в очередной раз не идти на долговой рынок и не ухудшать коэффициенты, она прибегает к допэмиссии и финансированию посредством IPO».
Тот же мотив, считает Евгений Шатов, движет «Почтой России». По данным СМИ, она рассматривает возможность проведения IPO в 2023 году как способ избежать дефолта по долговым обязательствам. Компании необходимо привлечь средства для сохранения финансовой стабильности, в противном случае ей придется просить государство выделить дотации в размере 500 млрд рублей.
Melon Fashion Group может провести IPO в 2022–2023 годах и стать первым российским фэшн-ритейлером в этой области. По предварительным данным, компания рассчитывает на оценку в 29–35 млрд рублей, а размещение может составить до 45% акций.
В 2022 году на биржу собрались портфельные компании «АФК Система»: «Биннофарм», «Медси» (обе с объемом предложения от $1млрд) и агрохолдинг «Степь» с оценкой в $3,3 млрд, а также «Сибур» с оценкой $3 млрд, сибирская сеть кофеен и фастфуда «Подорожник» с предложением акций на 1,9 млрд рублей и Familia с оценкой $0,9–1 млрд, перечисляет начальник аналитического отдела инвестиционной компании ЛМС Дмитрий Кумановский. OCSiAl планирует IPO путем слияния со SPAC, добавляет Денис Ефремов.
Group-IB, специализирующаяся на кибербезопасности, еще в апреле заявила о возможном проведении IPO на одной из иностранных бирж (10% акций стоимостью до $300 млн). Несмотря на арест основателя компании, в октябре она заявила о сохранении этих планов. Тот же пакет акций, только на Московской бирже, по данным некоторых источников, весной 2022 года собирается реализовать Positive Technologies, попавшая в санкционный список Минфина США. Компания оценивает себя в $1 млрд.
Из технологичного бизнеса в публичном поле может оказаться онлайн-бизнес X5, а «Яндекс» не исключает IPO своего транспортного подразделения, напоминает начальник управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом Финанс» Георгий Ващенко. Намерение провести размещение в ближайшие месяцы также заявлял Aviasales.
Директор аналитического департамента инвестиционного банка «Синара» Кирилл Таченников приводит в пример более традиционные отрасли. В частности, недавно прошли SPO Магнитогорского металлургического комбината и девелопера ПИК, вторичные размещения могут провести «Совкомфлот» и «Самолет».
Более отдаленные перспективы — у Dodo Brands. Наиболее вероятно, что компания пойдет на Московскую биржу не позднее первой половины 2024 года, сказал BG CFO компании Кирилл Вырыпаев. Средства инвесторов пойдут на масштабирование новых концепций — кофеен «Дринкит» и донерных «Донер 42» — и на международное развитие «Додо Пиццы», в частности в Великобритании. Нынешнюю стоимость компании господин Вырыпаев очерчивает в 15–20 млрд рублей и ставит задачу как минимум утроить эту оценку к 2024 году.
Двойное размещение
Часть упомянутых компаний собирается на иностранные биржи или, как, IT-интегратор Softline, планирующий получить при IPO около $400 млн, одновременно стремится на Мосбиржу и LSE, приводит пример эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Дмитрий Пучкарев.
На зарубежных площадках будут покупать институциональные игроки, тогда как на Мосбирже акции, скорее всего, будут предлагаться и частным инвесторам, говорит Кирилл Таченников. Это, по мнению Дмитрия Кумановского, дает больше устойчивости капитализации компаний с двойным листингом, по сравнению с торгующимися только на западных площадках. Но менее актуально в случае вывода на рынок малой доли не самых крупных фирм, аргументирует Алексей Павлов: «Чтобы новая публичная история стала в перспективе интересной и любимой инвесторами, необходимо создать определенную ликвидность. В этом плане к участию в IPO нужно активнее привлекать розницу и не размазывать ликвидность по нескольким площадкам».
По наблюдению Евгения Шатова, российские компании, размещающие акции на Мосбирже, сталкиваются с серьезной отрицательной недооценкой (разница между ценой закрытия акции эмитента в первый день торгов и ценой размещения), тогда как, например, в Нью-Йорке недооценка чаще бывает положительной.
В США стать публичным — это часть философии бизнеса, но порой это рисковая ставка, подчеркивает Георгий Ващенко. После выхода на IPO контролирующие акционеры и менеджмент обязаны прилагать максимум усилий для роста финансовых показателей. Если они начнут ухудшаться, котировки пойдут вниз, компания столкнется с юридическим преследованием. Дело может закончиться невыгодной продажей, банкротством или личным банкротством участников. В России таких рисков нет, но нет и особой мотивации становиться открытыми. При IPO меняется структура акционерного капитала и принятие отдельных решений может натыкаться на противодействие новых акционеров, согласен Дмитрий Пучкарев. Но для акционеров IPO дает возможность монетизировать свои вложения и, возможно, частично или полностью выйти из актива.