Защитить клиентские активы

Регуляторы

За последние пять лет в закон, регулирующий брокерскую деятельность в России, было внесено более 30 изменений. Из наиболее важных новелл эксперты выделяют категоризацию инвесторов, а также появление базового стандарта совершения брокером операций на финансовом рынке. Вместе с тем у участников рынка пока что вызывают опасения недостаточные полномочия регулятора по ряду вопросов, а также деятельность иностранных брокерских организаций без какой-либо авторизации.

В последние годы очень активно развивается надзор Банка России в сфере противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Основным нормативным актом, регулирующим брокерскую деятельность в России, является Федеральный закон № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», принятый еще в 1996 году. С тех пор в него вносили изменения 88 раз, при этом за последние пять лет — 31 раз, отмечают эксперты. Вплоть до 2013 года надзор за брокерской деятельностью осуществляла Федеральная служба по финансовым рынкам, а в настоящее время регулятором брокерского рынка является Банк России. С момента создания мегарегулятор серьезно доработал нормативную базу, в том числе с учетом рекомендаций Международного валютного фонда, проводившего в 2016 году оценку российского финансового сектора на предмет соответствия принципам и задачам международной организации комиссий по ценным бумагам IOSCO. Так, по брокерской деятельности были особо отмечены недостаточные меры, которые может применять регулятор в сфере защиты потребителей финансовых услуг, и слабая защита клиентов при использовании брокером клиентских денежных средств, что было проиллюстировано примером ИК «Энергокапитал», которая использовала в своих интересах клиентские активы и не смогла их вернуть. «Банк России тщательно следит за действиями профессиональных участников рынка и налагает штрафы в случае нарушений»,— говорит Елена Беляева, аналитик «Фридом Финанс». Дополнительно ФЗ №46 «О защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг» предоставляет клиенту право требовать пояснения по деятельности других участников рынка, а также информацию по ним самим. Актуальный список лицензированных брокерских компаний можно посмотреть на сайте регулятора.

За рубежом функции, которые в нашей стране выполняет Банк России, обычно распределяются между несколькими организациями. «В США SEC и FINRA регулируют и контролируют торговлю акциями и опционами на акции, а CFTC — регулирует и контролирует торговлю товарными фьючерсами и опционами на фьючерсы»,— объясняет госпожа Беляева. При этом, если сравнивать полномочия американской комиссии по ценным бумагам (SEC) и Центрального банка РФ, у российского регулятора в сфере защиты инвесторов не хватает полномочий по реальному возмещению клиентам ущерба, говорят собеседники BG. Так, если клиент пострадал от недобросовестных или противоправных действий брокера, ЦБ может только привлечь брокера к административной ответственности, а за возмещением ущерба необходимо обращаться в суд. «В США регулятор самостоятельно проводит проверку и может обязать выплатить пострадавшему клиенту денежные средства, а также способствует заключению мировых соглашений между брокером и клиентом. Такой подход представляется более разумным, так как должностные лица регулятора на рынке ценных бумаг имеют узкую специализированную квалификацию, которая позволяет им разрешать подобные споры более эффективно и оперативно. Также для них гораздо проще получить и разобраться в отчетности брокера по отдельной клиентской жалобе, так как документы истребуются регулятором на основании предписания, за неисполнение которого может быть отозвана лицензия брокера»,— объясняет Елена Менде, партнер адвокатского бюро «НБ». А в судебном разбирательстве на каждую из сторон возложена обязанность доказать обстоятельства, на которые она ссылается, и часто у клиента просто отсутствует возможность или понимание, какие документы ему нужно предоставить, а профессиональные участники рынка не предоставляют такие доказательства даже по определению суда. «Кроме того, судебное разбирательство между брокером и клиентом занимает очень много времени и денежных ресурсов, а в силу высочайшей нагрузки на судебную систему разобраться в тонкостях совершения сделок по брокерскому договору иногда просто нет возможности. Невозможность делегирования Центральному банку таких полномочий может быть связана с конституционными нормами, разделением исполнительной и судебной власти, однако такие законодательные изменения необходимы»,— продолжает эксперт.

Вторая нерешенная проблема — это деятельность иностранных брокерских организаций на территории России без какой-либо авторизации. Практика американского и европейского надзора требует уведомления или разрешения для иностранных организаций, продукты которых доступны на территории соответствующей страны. Если, например, интернет-сайт финансовой компании позволяет заключить договор и внести денежные средства гражданам США, такая организация должна соблюдать правила, установленные американским регулятором. «В России Центральный банк не предоставит защиту клиентам иностранных организаций, даже если они заключили договор на территории России. Центральный банк ведет реестр недобросовестных иностранных компаний и может блокировать их сайты в интернете, но официально предупреждает, что риск заключения сделок с таким иностранным брокером лежит на самих клиентах»,— предупреждает госпожа Менде.

Говоря о нововведениях последнего времени, участники рынка выделяют шаги регулятора по защите инвесторов, представляющие собой их деление на категории с ограничением доступа к совершению сделок с некоторыми биржевыми инструментами. Так, были введены новые требования по тестированию для квалифицированных инвесторов и ограничения для неквалифицированных инвесторов. «Для квалификации требуется иметь 6 млн рублей, а вот выбор инструментов зависит от человека, от того, какие инструменты он уже использовал и как сдал тест»,— поясняет начальник департамента продаж финансовых продуктов и услуг ООО «Горизонт Брокер» Сергей Звенигородский. Другая важная новелла — внедрение базового стандарта совершения брокером операций на финансовом рынке, который направлен на повышение защиты инвесторов.

Кроме того, в последние годы очень активно развивается надзор Банка России в сфере противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком. Собеседники издания говорят, что за последние годы регулятор научился отслеживать, выявлять и применять меры к лицам, манипулирующим рынком, совершая сделки, влияющие на отклонение цены ценных бумаг. Эксперты подчеркивают, что подобные действия ЦБ соответствуют лучшим западным практикам. Вместе с тем на уровне уголовного судопроизводства до сих пор существуют сложности с доказательственной базой и обоснованностью применения тех или иных количественных критериев.

Марина Ковалева

Вся лента