Должников найдет искусственный интеллект
Судебным приставам готовят цифровизацию
Федеральная служба судебных приставов (ФССП) намерена потратить на цифровую трансформацию своей работы 11,5 млрд руб. до 2023 года. ФССП планирует подключить искусственный интеллект к поиску должников и сбору информации о них. К 2023 году 80% решений службы должны приниматься автоматически, а личная работа с гражданами будет занимать не более десяти минут на каждого. Цифровизация ведомства разгрузит сотрудников от рутинных задач и снизит риск ошибок, но полностью доверять решения о взыскании долгов технологиям рано, считают эксперты.
“Ъ” ознакомился с ведомственной программой цифровой трансформации ФССП, опубликованной на портале ФГИС КИ в середине октября. Согласно документу, ведомство намерено в 2022 году запустить чат-бот для взаимодействия с гражданами, а в 2023 году ускорить заполнение собственных баз данных и процессы принятия решений с помощью мобильных автоматизированных рабочих мест (АРМ). Благодаря подключению к Федеральной информационной адресной системе приставы смогут оперативно находить должников и строить маршрут до них.
На развитие цифровых сервисов ведомству потребуется 11,5 млрд руб. на три года.
В частности, на разработку мобильных АРМ сотрудников в 2022 году выделят 380,5 млн руб., а на закупку видеокамер, планшетов и регистраторов, с которыми работают приставы, в 2021 году должно быть потрачено более 365 млн руб., следует из документа.
Цифровизация службы должна разгрузить сотрудников и ускорить процессы: так, до 90% судебных ограничений, к примеру на имущество должника, должны сниматься за час после погашения задолженности. Также 80% резолюций (решений) к 2023 году должны составляться автоматически, а личный прием граждан — занимать не более десяти минут. В пресс-службе ФССП не ответили на запрос.
В обязанности службы входит содействие взыскателям при получении денег, имущества или ценных бумаг от должников, а также контроль своевременной выплаты гражданами штрафов. По данным ведомства, в 2020 году судебные приставы взыскали с российских водителей неоплаченные штрафы ГИБДД на 14,5 млрд руб.
Ежемесячно в стране возбуждается 200 тыс. исполнительных производств по взысканию штрафов, получить удается 75%.
Планы по автоматизации процесса подготовки решения выглядят амбициозными и могут привести к серьезным переменам в работе службы, считает исполнительный директор Artezio Павел Адылин. «Если 80% решений будут составляться автоматически, это приведет к сокращению штата или пересмотру должностных обязанностей сотрудников»,— отмечает он. За счет технологий можно снизить время обработки данных, подготовки документов, а также снять с сотрудников рутинные обязанности, полагает эксперт. Цифровизировать ведомство необходимо, поскольку приставы давно перегружены, соглашается исполнительный директор агентства «Альянс+» Виталий Лажинцев. «Дозвониться до них бывает невозможно, записаться на прием сложно. По сути, переход в цифру позволит механизму работать быстрее, сократит влияние человеческого фактора»,— говорит он.
Распределение средств в рамках программы цифровой трансформации ведомства кажется достаточно правильным, считает ведущий консультант по внедрению бизнес-приложений «Крок» Джулианна Кадрия. Основные расходы приходятся на IT-инфраструктуру ведомства, обеспечение безопасности персональных данных граждан, подчеркивает она.
Тем не менее эксперты обращают внимание на риски цифровой трансформации. «Если говорить об использовании искусственного интеллекта для подготовки резолюций, то идея выглядит очень опасной»,— считает архитектор Softline Digital Николай Князев. Конечно, признает эксперт, решения бывают стандартными, без двойного толкования, например штраф с камеры ГИБДД, но в семейных спорах или разногласиях по договору необходимо целиком разобраться в ситуации.