Язык государственного программирования
«Гостех» должен стать стандартной средой всех госинформсистем с 2024 года
К весне 2022 года платформа «Гостех» завершит эксперимент по созданию экосистемы разработки госинформсистем, после чего новая среда для цифровизации государства в течение двух лет будет существовать на добровольных принципах. С 2024 года, как предполагается, в «Гостех» мигрируют все федеральные госинформсистемы, и он будет стандартной и обязательной средой для цифровизации государства. К этому моменту этот рынок, как ожидает Минцифры, поменяет экономику, устранит ситуацию с созданием для разных госструктур на средства бюджета одних и тех же программных решений и станет ориентироваться не на цифровизацию ведомств, а на потребности внешнего клиента — граждан.
Положение дел вокруг начатого в 2020 году двухлетнего эксперимента по созданию и развитию государственных информационных систем (ГИС) на платформе «Гостех» в субботу, 23 октября, обсуждалось на конференции в координационном центре правительства. Конференция, где впервые открыто (она транслировались в том числе на YouTube) представлены перспективы «Гостеха» и планы правительства по развитию платформы, проводилась Минцифры, в ней участвовали руководство министерств, вовлеченных в эксперимент «Гостеха», и федерального казенного учреждения (ФКУ) «Гостех», региональные руководители проектов цифровой трансформации, онлайн — несколько тысяч заинтересованных участников.
Напомним, проект платформы «Гостех» привлекал максимум внимания в процессе выбора ее оператора — на эту роль претендовали Сбербанк, ВТБ, «Ростелеком» и «Почта России», впрочем, несмотря на активные споры в сообществе о возможной монополизации через «Гостех» как минимум рынка создания ГИС, заявка Сбербанка в декабре 2020 года (см. “Ъ” от 9 декабря 2020 года) на тендере оказалась единственной. После этого правительством был объявлен эксперимент по использованию «Гостеха» заинтересованными госструктурами — Минцифры, Минспорта, Росимуществом, рядом регионов, Фондом ОМС и др., он заканчивается в мае 2022 года.
Определившуюся к нынешнему моменту идеологию «Гостеха» представили вице-премьер Дмитрий Чернышенко, министр связи Максут Шадаев и директор ФКУ «Гостех» Василий Слышкин. Проект довольно сильно меняет ранние представления о нем и о том, что ждет по итогам его реализации довольно крупный рынок госконтрактов на создание и поддержание ГИС (в презентации Дмитрия Чернышенко он был оценен в 460 млрд руб. совокупной стоимости владения 826 федеральных ГИС и 3303 региональных систем с бюджетом развития на три года в 170 млрд руб. и допзапросами на развитие в 118 млрд руб.).
«Гостех» в представлении его создателей выглядит как своеобразная государственная экосистема для частных и государственных поставщиков решений и сервисов и для ведомств и госорганов—операторов уже существующих и будущих ГИС.
Проблемы, которые должен решить «Гостех», выглядят следующим образом. Более 4 тыс. ГИС, создававшихся последние годы по заказу ведомств, проектировались преимущественно для автоматизации деятельности госструктур (хотя более 30% из них имеют клиентские сервисы для внешних пользователей) и по принципу «ведомственных колодцев» (решения проблем конкретного ведомства). С распространением цифровизации, в том числе в регионы, стала очевидна проблема дублирования разработки: 80% того, что нужно типовой ГИС, госзаказчик оплачивает многократно.
Поэтому самыми часто используемыми на конференции терминами были «переиспользование» и «домен»: в «Гостехе» предполагают, что разработчики, создающие код для ГИС в этой системе, должны получить возможность продавать его всеми доступными способами, от подписки до облачного сервиса, через специализированный маркетплейс в «Гостехе», «Госмаркет».
Ожидаемая экономика «Гостеха»
Масштабы сокращения госрасходов на создание ГИС, которые дает отмена дублирования одной и той же работы (по словам господина Шадаева, «ведомства изобретают велосипед») сотнями госзаказчиков, на конференции не оценивались — да и, судя по всему, дело не столько в этом, сколько в том, что в сегодняшней схеме выбор — или экспоненциальный рост госрасходов на новые разработки, или остановка развития. Потенциал «Гостеха» при этом довольно высок: так, в презентации ФОМС предполагается, что развитие его ГИС в домене «Здравоохранение» сократит в пять раз человеко-часы на предоставление госуслуг. При этом региональные разработчики, создающие программное обеспечение на «Гостехе», получат доступ ко всем потенциальным заказчикам-госорганам: примеры такого рода были представлены, это, в частности, разработанная в Пермском крае ГИС «Умный лес», которая в рамках эксперимента уже используется Кировской областью и тестируется четырьмя другими регионами.
Вопросов о том, как «Гостех» будет сосуществовать с весьма жестким законодательством в этой сфере, на конференции было крайне много: в НПА регуляторов, как отмечалось, сейчас не используются понятия «облако», «сервисы», «контейнеризация». Вопросы о безопасности и аудите уязвимостей, о создании центра безопасности (SOC) «Гостеха» также были очень часты — как и об обучении специалистов в «Гостехе»: ФКУ имеет образовательную лицензию.
По словам Василия Слышкина, такие госзакупки ведомств и регионов будут иметь статус закупки у единого поставщика по закону №44 о госзакупках (то есть без тендера). От «ведомственных колодцев» предполагается уходить через создание семнадцати тематических «доменов» (приоритетными предлагается сделать пять — «Здравоохранение», «Наука и образование», «Общественный транспорт», «Строительство и ЖКХ» и собственно «Госуправление») — кластеров решений, объединенных общими задачами для клиентов, а не заказчиков. Архитектура «Гостеха» как платформы — микросервисная, что снимает зависимость от языков программирования, при этом Максут Шадаев несколько раз подчеркивал: для «Гостеха» нет разницы между государственным и частным поставщиком решения, рынок разработки не будет монополизирован, а готовое в той или иной степени решение может представить на «Госмаркете» любой разработчик. При наличии нескольких конкурирующих решений операторы ГИС — ведомства или регионы — получат возможность выбора.
Фактически речь идет об объявлении революции в сфере разработки ГИС, одной из самых привлекательных для IT-бизнеса: на ее нынешней модели и деловых связях вокруг нее он во многом и создавался. Впрочем, поддерживать существование рынка в этом виде, видимо, было невозможно. Так, дефицит кадров для создания IT-систем в ней Дмитрий Чернышенко оценил в 1 млн человек, и как минимум для региональной цифровизации это проблема, которая в ближайшем будущем может вызвать взрывной рост стоимости разработок. Вторая проблема — в нынешней схеме средняя ГИС до запуска разрабатывается 1,5–2 года. «Гостех» обещает сократить процесс в среднем до 3–5 месяцев и буквально нескольких недель для создания новых клиентских сервисов.
По словам Максута Шадаева, сейчас предполагается, что с 2024 года все дальнейшие разработки (ГИС) будут только на «Гостехе».
В 2022–2023 годах будет происходить перевод значительной части существующих ГИС в «Гостех» — в первую очередь федеральных. Но создание новых информсистем в этот период предполагает добровольный выбор «Гостеха» или самостоятельную разработку. При этом Минцифры намерено стимулировать такие разработки в переходный период, выделив на них несколько сот миллионов рублей фактически грантового софинансирования. Тем не менее экономика конкретных продуктов в «Гостехе» предполагается выгодной. «"Гостех" позволит нам перейти к модели, когда заказчик будет платить только за то, что использует»,— заявил Максут Шадаев. Кроме того, акценты «Гостеха» на «переиспользовании» компонентов ГИС, технологий No Code/Low Code и облачных решений в теории должны позволить не столько сократить госрасходы на IT, сколько дать возможность тратить сопоставимые средства с принципиально большим результатом, причем результат будет доступен не только в богатых регионах.
Побочным эффектом, видимо, будет в ближайшие два-три года, как отмечали в комментариях к конференции, «передел рынка типовых решений», представляемых сейчас компаниями-вендорами регионам. Для IT-компаний, участвующих в этом рынке, «Гостех» на ближайшие годы, видимо, создает очень напряженную ситуацию — и потребность изменять схемы, по которым работали как минимум десятилетие. Вряд ли этот процесс будет полностью беспроблемным: гос-IT сейчас высококонкурентная и довольно конфликтная, по крайней мере на стороне ведомств, сфера.