Каркас для всей страны
Зачем нужна опорная сеть автодорог
Минтранс и Росавтодор при поддержке регионов сформировали опорную сеть автодорог — важную часть транспортной стратегии России. В документ вошли 138 тыс. км федеральных и региональных трасс, выполняющих стратегическую роль для развития экономики страны. На поддержание и развитие этих дорог государство будет выделять средства в приоритетном порядке.
Концепция опорной сети автомобильных дорог обсуждалась еще с 2019 года. Идея состояла в том, чтобы сформировать перечень федеральных, региональных и муниципальных трасс (в том числе перспективных), связывающих основные точки генерации транспортного спроса и формирующих транспортный каркас страны. Впервые о необходимости формирования опорной сети дорог страны на выставке «Дорога 2019» в Екатеринбурге заявил Евгений Дитрих, занимавший пост министра транспорта РФ. Проект был представлен Дмитрию Медведеву, в те годы возглавлявшему правительство РФ. В сентябре 2020 года, согласно поручению первого вице-премьера Андрея Белоусова, работу над опорной сетью начали Минтранс и Росавтодор. В ноябре того же года на заседании президиума правительственной комиссии по транспорту под председательством Андрея Белоусова и вице-премьера Марата Хуснуллина (прошло на площадке международного форума «Транспорт России») ведомства представили первый доклад о подходах к формированию опорной сети автодорог. А в декабре 2020 года концепция документа была утверждена, после чего велась активная работа с регионами, направлявшими в Росавтодор свои предложения. К процессу были подключены также госкомпания «Автодор», аналитический центр при правительстве России и эксперты Высшей школы экономики.
На данный момент опорная сеть уже сформирована, в нее вошли в общей сложности 138 тыс. км дорог, в том числе федеральных — 62 тыс. км, региональных — 76 тыс. км (из них 14 тыс. км планируется к передаче в федеральную собственность). Это:
- дороги, связывающие по кратчайшему маршруту Москву и столицы субъектов (450 участков дорог общей протяженностью 76,5 тыс. км);
- дороги, связывающие по кратчайшему маршруту центры регионов друг с другом и с городами с населением от 100 тыс. человек (880 дорог протяженностью 22,7 тыс. км);
- обходы городов с численностью населения свыше 100 тыс. человек;
- дороги, обеспечивающие подъезды к аэропортам, ж/д станциям, морским и речным портам, транспортно-логистическим центрам (203 трассы протяженностью 16,1 тыс. км, связывающих 91 аэродром, 107 железнодорожных станций, 32 морских и 117 речных портов);
- подъезды к 109 пунктам пропуска через государственную границу (165 дорог протяженностью 13,1 тыс. км);
- дороги с прогнозируемой среднегодовой интенсивностью движения более 10 тыс. автомобилей в сутки (275 дорог протяженностью 9,6 тыс. км, не включая улично-дорожную сеть населенных пунктов);
- дороги, входящие в состав европейских и азиатских международных маршрутов, проходящих по территории России (59 дорог протяженностью 34,4 тыс. км).
При формировании опорной сети учитывались также баланс между размером автопарка и протяженностью дорог в конкретном регионе и востребованность автотрасс для населения. В Волгоградской области частью транспортного каркаса станут 2,2 тыс. км федеральной и региональной сети, в Курской области — 622,9 км региональных и 417,1 км федеральных дорог. «Решение взвешенное и крайне важное,— сказал “Ъ” губернатор Курской области Роман Старовойт.— Мы рассчитываем, что теперь снизится финансовая нагрузка на областной дорожный фонд и появится дополнительный стимул для развития транспортной инфраструктуры». В Мурманской области в опорную сеть войдет подъезд к знаменитому селу Териберка, в Вологодской области — туристическая трасса Сергиев Посад—Калязин—Рыбинск—Череповец.
Опорная сеть автодорог теперь должна стать частью транспортной стратегии России до 2035 года. Проект этого документа был представлен в октябре на заседании госсовета президенту Владимиру Путину.
После окончательного утверждения сеть будет развиваться поэтапно, поясняет глава Росавтодора Роман Новиков. Работы будут идти в соответствии с трехлетними программами дорожной деятельности (они уже утверждены), в рамках которых Росавтодор, ГК «Автодор» и субъекты федерации синхронизировали ремонт, капремонт, строительство и реконструкцию на федеральных и региональных автотрассах. Приоритет в этих программах отдавался объектам, попавшим в опорную сеть. Реализация первого этапа (до 2024 года), по оценкам Росавтодора, обеспечит устойчивой транспортной связью 85 млн человек по всей стране, а прирост ВВП в результате появления новых дорог (или ремонта существующих) составит 4,7 млн руб.
На втором этапе (2024–2030 годы) к опорной сети добавится дополнительно еще 57 тыс. км дорог в 106 городских агломерациях. Входящая в них улично-дорожная сеть будет отремонтирована до конца 2030 года, в результате прирост ВВП составит еще 5,2 трлн руб. На третьем этапе (2030–2035 годы) к опорной сети присоединят дороги, связывающие крупные центры муниципальных районов с селами, туристическими кластерами и производственными зонами. Общая протяженность сети составит уже 270 тыс. км, при этом транспортным сообщением будут обеспечены 103 млн человек, а прирост ВВП, по оценкам Росавтодора, составит еще 5,3 трлн руб. Параллельно планируется устранить так называемые узкие места: речь идет о строительстве не хватающих для пропускной способности развязок или путепроводов.
Опорная сеть была впервые сформирована еще в США, рассказал “Ъ” глава общественного совета Минтранса Михаил Блинкин, в нее были включены федеральные и субфедеральные дороги, по которым совершался основной пробег и грузооборот. Россия, говорит он, идет по похожему пути. Дороги, попавшие в опорную сеть, теперь будут под особым вниманием государства с точки зрения приоритета выделения финансирования. «Получившаяся опорная сеть — это консенсусный документ, отражающий отношение профессионального сообщества дорожников к тому, какие магистрали нужно как можно быстрее привести в порядок»,— подчеркивает Михаил Блинкин.
Основной вопрос на повестке дня — источники средств для развития дорог, вошедших в транспортный каркас. На прошедшем госсовете Роман Старовойт предложил разработать схему финансирования механизма формирования опорной сети, в том числе в целях «опережающего доведения ее до нормативного состояния». От того, насколько будет проработан вопрос формирования сети и программ дорожной деятельности, зависит экономическое развитие регионов, говорит член комитета Госдумы по транспорту и строительству инфраструктуры Сергей Тен.