Конвейеры встают без приказа
Ольга Никитина о работе автозаводов в нерабочие дни
Петербургский завод «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» (ХММР), где собираются Hyundai и Kia, пока единственный среди игроков автопрома объявил о приостановке производства на период режима нерабочих дней (30 октября — 7 ноября). Это неожиданный шаг, поскольку предприятия отрасли входят в список системообразующих и могут продолжить работу даже в период ограничений. По моим данным, только ряд предприятий в Петербурге и Калуге рассматривают потенциальную возможность приостановки конвейеров, тогда как большинство заводов подтверждают намерение продолжить работу в первую неделю ноября.
Вероятнее всего, остановка связана не с выходными, а с нехваткой комплектующих — это вопрос, который остро стоит перед всеми участниками рынка. АвтоВАЗ в последние месяцы уже несколько раз незапланированно останавливал конвейеры из-за проблем с нехваткой электронных компонентов. Некоторые мои собеседники говорят, что для ХММР остановка под конец года может стать критичной, так как «планы горят», а впереди предновогодние продажи. Но такая проблема актуальна только если тебе есть из чего производить.
Никто, конечно, не запрещает выпускать машины без некоторых комплектующих и затем ставить их на склад до того момента, когда недостающие компоненты все же будут доставлены. Причем такие машины уже доходят и до складов дилеров. И речь идет не об отсутствии каких-то опций и реализации без них.
Как рассказывают мои источники, автодилеры принимают машины, по сути, на хранение до момента, пока не придет необходимая запчасть — она будет установлена уже самим дилером, работу оплатит производитель как гарантийный ремонт.
Эту опцию используют как минимум три бренда с производством в РФ. Схема позволяет не останавливать производство, но, учитывая длительный срок недопоставок запчастей, может лишь отложить проблему.
В ХММР, впрочем, не подтверждают проблемы с комплектующими и даже все еще планируют выполнить годовой план по производству 230 тыс. машин. Мне не удалось узнать о случаях поставок недокомплектных машин концерна к дилерам, но те подчеркивают, что это не значит отсутствия проблемы.
Приостановка выпуска сама по себе может помочь «подкопить» запас комплектующих. Правда, в последний раз автозаводы останавливались не так давно — в августе, в традиционный сезон летних «каникул», но, кажется, ситуацию с наличием комплектующих это кардинальным образом не изменило, если недокомплектные машины начали доходить даже к дилерам. Дефицит готовых автомобилей в четвертом квартале только усугубился. По некоторым маркам салоны практически пусты, и изменить ситуацию может только резкое падение спроса.