Автомобили раскатали цены
Стоимость подержанных машин в Сибири за два года выросла примерно на треть
Средняя цена на автомобили с пробегом в Новосибирской области за год увеличилась на 71% до 600 тыс. руб. Это наибольший годовой прирост в этом сегменте среди регионов Сибири. Наименьшая динамика отмечена в Томской области, где с 2019 года стоимость автомобилей на вторичном рынке выросла только на 13,2% (до 420 тыс. руб.). Среди причин значительного роста цен эксперты называют высокий спрос при низком предложении и дефицит новых автомобилей.
Средняя стоимость автомобилей с пробегом в Новосибирской области в сентябре 2020 года, по данным «Авито Авто», достигла 600 тыс. руб. За год она выросла на 71,4%, отыграв прошлогоднее снижение. В сентябре 2020 года подержанные машины в регионе стоили на 8% меньше, чем в том же месяце 2019 года. В прошлом году «автовторичка» подешевела также в Иркутской и Томской областях (на 3% и 6%), но год спустя цены снова выросли — на 28,6% и 20% соответственно. В сентябре 2021 года авто с пробегом в Иркутской области можно было купить в среднем за 450 тыс. руб., в Томской области — за 420 тыс. руб. Самая низкая цена сложилась в Кемеровской и Омской областях — 320 и 373 тыс. руб. В Красноярском крае средняя стоимость автомобилей с пробегом в сентябре составила 485 тыс. руб. По данным аналитика автомобильного сайта Игоря Олейникова, стоимость машин с пробегом за девять месяцев 2021 года в Сибирском федеральном округе (СФО) увеличилась на 18,6%. «Полагаем, что до конца года цены еще могут вырасти», — считает аналитик.
С августа по сентябрь 2021 года цены на вторичном авторынке в Сибири выросли во всех регионах. Заметнее всего — в Красноярском крае (на 7,9%) и Томской области (5,5%). Наибольшим спросом в регионах Сибири, согласно статистике «Авито Авто», в сентябре пользовались все модели автоконцерна ВАЗ — от «шестерки» до «Приоры», а также две модели Toyota — Corolla и Camry.
По данным «Авито Авто», в крупнейших регионах Сибири в сумме спрос на вторичном рынке автомобилей по сравнению с сентябрем 2020 года увеличился на 29%, за два года — в 2,5 раза. Динамика предложения также положительная, но менее выражена: +24% с 2020 года и +48,5% с 2019-го. К примеру, в Новосибирской области спрос в сентябре этого года был в 2,8 раза более активным, чем двумя годами ранее; предложение увеличилось только в 1,8 раза. В то же время в Томской области спрос за аналогичные периоды вырос соответственно на 94,4% и 5,5%, предложение — за два года на 21,1%, а с 2020 года не изменилось.
Портал «Дром» отмечает значительное увеличение скорости продажи автомобилей. Например, в Новосибирской области машины в этом году продавались в полтора раза быстрее, чем в том же периоде прошлого года: за 28 дней вместо 42. До пандемии — в 2019 году — скорость продажи составляла 37 дней. В Красноярском крае подержанные автомобили в январе–сентябре 2021 года находили покупателя в среднем за 32 дня, годом ранее — за 42 дня, до коронавируса — за 38 дней.
«Сейчас у дилеров наблюдается дефицит новых автомобилей из-за мировой нехватки электронных компонентов. Покупатели вынуждено уходят на „вторичку”, где дефицита машин на сегодня нет. Но относительно 2019-го и 2020 года предложение на вторичном рынке сократилось, а спрос, наоборот, вырос. При этом дефицит авто толкает вверх цены на новые машины, а цены на рынке поддержанных авто растут вслед за новыми», — говорит Игорь Олейников. Заместитель управляющего по бизнесу Новосибирским филиалом РГС Банка Сергей Хлебников отмечает, что переориентированию клиентского спроса на сегмент автомобилей с пробегом также способствует остановка государственной программы льготного автокредитования на новые автомобили. По его словам, в сентябре авторынок в целом «продолжал пикировать», второй месяц подряд переживая двузначное падение продаж из-за дефицита новых машин и комплектующих. Объемы авторынка РФ, по предположению эксперта, по итогам года окажутся близки к январскому прогнозу РОАД — рост в пределах 3%. «При этом основная причина поддержания продаж, по сути, только одна — страх покупателей, что тот же товар завтра будет дороже», — считает господин Хлебников. Стоимость автомобилей и в стране в целом, и в Сибири, по его оценке, продолжит расти на фоне текущей ситуации на рынке, но темпы увеличения цен могут замедлиться. В среднем, по данным эксперта, стоимость автомобиля в этом году выросла в массовом сегменте на 15–25% (в зависимости от бренда и модели, премиум сегмент дорожал быстрее), до конца года, по его оценке, она может вырасти еще на 3–5%.