Источник знаний даст меньше денег
Издатели ждут замедления роста книжного рынка из-за новых ограничений
Российские книжные издательства могут потерять сотни миллионов рублей из-за закрытия специализированной книжной розницы в Москве и других городах. Раньше они ожидали, что книжный рынок вырастет в 2021 году до 99 млрд руб., что на 3% больше уровня 2019 года, но локдаун изменил прогнозы. Частично компенсировать убытки может отложенный спрос и онлайн-продажи, рассчитывают участники рынка.
“Ъ” опросил крупнейшие российские издательства о последствиях нового локдауна. Большинство участников рынка говорят, что готовятся к значительным убыткам в связи с закрытием книжных магазинов в ряде регионов.
«Если локдаун продлится неделю, мы потеряем до 100 млн руб.»,— говорит президент группы «Эксмо-АСТ» Олег Новиков. По его словам, сейчас на офлайн-продажи приходится около 40–45% выручки издательства. Потери в продажах за 10 дней составят десятки миллионов рублей, отмечает гендиректор издательской группы «Альпина» Алексей Ильин. На закрытые книжные магазины, по его словам, приходится около 30% продаж группы. У «Азбуки-Аттикус» на розницу обычно приходится около половины продаж, говорит ее гендиректор Леонид Шкурович: «Потери от закрытия книжных магазинов для нас составят десятки миллионов рублей».
Согласно указу правительства Москвы, с 28 октября по 7 ноября будет введен режим так называемых нерабочих дней, в рамках которого закроются все торговые объекты кроме тех, что реализуют товары первой необходимости. Книжные магазины попадают под запрет. Аналогичные меры будут действовать в Подмосковье, Санкт-Петербурге, Нижегородской, Новгородской, Самарской и Курской областях, а также в Пермском крае.
Убытки повлекут за собой замедление роста рынка, полагают издатели. «Локдаун снизит прирост достаточно существенно — на 2–3%»,— полагает Олег Новиков. До объявления новых ограничений в «Эксмо-АСТ» ожидали, что книжный рынок вырастет в 2021 году до 99 млрд руб., что на 3% больше уровня 2019 года и на 18% выше уровня прошлого года. «Азбука-Аттикус» рассчитывала на 35-процентный рост по отношению к прошлому году. «Полторы недели локдауна приведут к отрицательной коррекции на 1–1,5%»,— говорит Леонид Шкурович.
В «Альпине» пока не меняют прогноз по итогам года, рассчитывая на рост продаж на 15%. По словам Алексея Ильина, группа надеется на отложенный спрос и на то, что онлайн-продажи «компенсируют существенную часть потерь». В прошлом году на фоне ограничений онлайн впервые стал крупнейшим каналом продаж (см. “Ъ” от 3 сентября 2020 года). В марте—июне 2020 года, в период ограничений, продажи книг на Ozon выросли на 66%, а в Wildberries за 2020 год в целом россияне купили втрое больше книг, чем в 2019 году, отмечают представители компаний.
В этом году локдаун может спровоцировать еще более быстрый прирост, считают в Ozon: «Особенность объявленных нерабочих дней в том, что они приходятся на период распродаж, в том числе в категории книг».
Надеются на рост продаж и книжные интернет-сервисы. «Мы рассчитываем, что выручка от продаж цифровых книг вырастет в период с 30 октября по 7 ноября примерно на 15–20%»,— говорит заместитель операционного директора по продвижению и продажам группы «ЛитРес» Александр Бобровский. В сетях «Читай-город — Буквоед» и «Республика» не ответили на запросы.
Однако в «Эксмо-АСТ» сомневаются, что онлайн-канал сможет полностью компенсировать закрытие точек в Москве, «особенно если оно продлится больше, чем одну неделю». «Розница — это значительная доля в структуре распространения книг и книжного потребления в целом»,— отмечает Олег Новиков. «О полной компенсации продаж закрытых книжных магазинов речь не идет»,— согласен Леонид Шкурович. Большая проблема в том, добавляет собеседник “Ъ” в одной из сетей, что пунктами выдачи интернет-заказов для книжных сетей служат их же розничные магазины, а доступ к ним будет закрыт.