Работа с перебоем
Анатолий Костырев о примирении с закрытием бизнеса
Процесс примирения занятого в сфере торговли бизнеса с очередными ограничениями против COVID-19, наступившими в Москве 28 октября, напомнили мне известные пять стадий принятия неизбежного. Отрицание и гнев относительно планов властей перевести всю непродовольственную розницу и рестораны на доставку сменились торгом. Последовали попытки лоббистов предложить властям альтернативу закрытию в виде QR-кодов, ограничений по числу покупателей в торговых залах и т. п., которые либо оставались без ответа, либо получали отказ. А отдельные участники рынка, как одежная сеть Gloria Jeans, сославшись на наличие в ассортименте 30% товаров первой необходимости — антисептиков, зубной пасты, подгузников и т. п., попытались сами законно продолжить работу в прежнем режиме. Но уже 28 октября стало ясно, что и эта тактика не сработала.
Анатолий Костырев
Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ
Анатолий Костырев
Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ
Пришедшие днем с проверкой в торговые центры чиновники начали перекрывать доступ в открытые непродовольственные магазины. А к вечеру санкции дошли и до работавших салонов связи «Билайна» и «МегаФона». Хотя, как подчеркивали позже в «Вымпелкоме», операторы связи были признаны предприятиями непрерывного действия. Уведомления о необходимости закрыться на днях получили и несколько владельцев пивных магазинов и винных бутиков, которые формально вообще-то торгуют продуктами питания, потому могли бы продолжать работу, как и вся продуктовая розница. При этом принимающие решения о закрытии чиновники на местах, судя по всему, действовали весьма избирательно. Известные крупные сети с фокусом на алкогольном ассортименте продолжают работать, а некоторым небольшим магазинам пришлось уступить и закрыться.
Найти какую-либо логику в действиях регуляторов, которые нередко противоречат даже собственным правилам игры, сложно. Как я понял из разговоров со своими источниками, власти Москвы действительно заинтересованы в закрытии для посещения максимально возможного количества необязательных, с их точки зрения, предприятий. И если отдельный сотрудник управы решит, что ту или иную торговую точку лучше закрыть, то это только к лучшему. В конце концов, «выходные» введены только до 7 ноября и всем, кто хочет открыться 8 ноября, надо «просто набраться терпения», а апелляции к формальным нормам в данном случае неуместны, пересказал суть разговора с крупным чиновником один из моих собеседников.
Возможно, со стадией принятия бизнес поймет, что никакие уловки, попытки торга и др., когда речь идет о борьбе с пандемией, не работают. В условиях, когда решения о закрытии объектов могут принимать местные управы, а обращения к руководству остаются без ответа, игра начинает напоминать русскую рулетку, потому наиболее правильным выходом выглядит перестать играть вовсе. Это хотя бы сохранит силы и ресурсы.