Неровный счет для онкологов
Медики, страховщики и пациенты видят проблемой отрасли перечень ЖНВЛП
Страховые и медицинские организации констатируют проблему несоответствия во многом уже европейского уровня развития онкологии в России системе обеспечения госсектора в здравоохранении, основанной на перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). По их мнению, в списке не хватает части необходимых препаратов, а тарифы системы ОМС и активное ценовое регулирование в отрасли «вымывают» часть онкопрепаратов, соответствующих признанным в мире клиническим протоколам. С 2022 года в силу тех же и других проблем доступ к онкотерапии будет снижаться, полагают пациентские организации и страховщики. Неизвестно, в какой мере системные претензии к этому сектору здравоохранения соответствуют стратегии его развития, реализуемой Минздравом.
С 2022 года доступность онкологического лечения для россиян по ряду причин может снизиться. К такому выводу пришли участники круглого стола «Доступ к лекарственной терапии онкологических пациентов в рамках ОМС», который прошел вчера в медиацентре «Российской газеты».
Как заявил сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев, Минздрав «последовательно подталкивает» государственные больницы и клиники лечить пациентов только препаратами перечня ЖНВЛП. «Если же медучреждение назначает препарат не из списка, согласно поправкам к методическим рекомендациям по способам оплаты медпомощи, их стоимость возмещается учреждению по минимальному тарифу, который не покрывает даже 30% от фактической стоимости»,— отметил он. На практике, по его словам, это означает, что онкопациенты лишаются доступа к высокоэффективным схемам лечения, так как в перечень ЖНВЛП входят далеко не все из необходимых лекарств — «в последнюю версию списка попал только один противоопухолевый препарат из двенадцати». По оценкам Минздрава, в России насчитывается почти 4 млн онкобольных, и чаще всего им были диагностированы новообразования молочных желез (18%), тела матки (7%) и предстательной железы (6,8%), которые требуют терапии препаратами вне списка.
Как согласился заведующий научным отделом биологии опухолевого роста НМИЦ онкологии им. Н. Н. Петрова Евгений Имянитов, многие процессы в системе ОМС оказываются «замкнуты» на перечень ЖНВЛП, его формирование является «субъективным». «При этом по многим параметрам оказание медпомощи онкобольным в РФ находится на уровне развитых европейских стран»,— добавил он. Непрозрачность процедуры включения в перечень ЖНВЛП (и, следовательно, возможности участвовать в госзакупках) в сочетании с активным ценовым регулированием стоимости препаратов, по словам президента ассоциации онкологических пациентов «Здравствуй» Ирины Борововой, привела к тому, что с российского рынка лекарств за последние три года ушло более 800 МНН. «Многие из них — это препараты для базовой терапии онкологических и онкогематологических заболеваний»,— отметила она.
Помимо особенностей формирования ЖНВЛП, эффективному лечению пациентов с онкологическими заболеваниями также мешает нынешний механизм формирования клинико-статистических групп (КСГ). Даже если препарат входит в перечень ЖНВЛП и, соответственно, показан для лечения по ОМС, тариф, который устанавливается для КСГ при возмещении медорганизации потраченных средств, может быть очень разным. «Есть препараты с высокой маржинальностью, есть с низкой, и мы, анализируя медотчетность, видим, что клиники стремятся назначать пациентам именно первые, даже если по показаниям больному нужен другой препарат. Иначе невозможно объяснить, почему через некоторое время, как тариф на какой-то препарат вырастает, у клиник появляется больше пациентов, которым нужен именно он»,— рассказал руководитель рабочей группы по организации ОМС Всероссийского союза страховщиков Алексей Березников. От злоупотреблений, по его словам, не страхует даже существующая сейчас система санкций для медучреждений, предполагающая лечение строго в соответствии с клиническими рекомендациями: «клиникам выгодно назначать препараты с высокомаржинальным тарифом даже с учетом перспективы оплаты штрафов страховщикам».
Перечень ЖНВЛП традиционно рассматривается Минздравом как важнейший фактор стабильности системы ОМС. Системные претензии к этому механизму со стороны конкретных групп пациентов пока не высказывались. Возможно, в действительности в случае с онкологической помощью проблема в быстром развитии отрасли и смене фактических стандартов лечения в ней. Сложно оценить, в какой степени реализуемая стратегия развития Минздравом онкопомощи способна решить эту проблему — онкология явно не выглядит «забытой» или слабо финансируемой в системе ОМС сферой, но ЖНВЛП как механизм не ориентированы именно на онкотерапию и создавались как общий механизм для всего здравоохранения и в реалиях 2000-х годов. При этом онкотерапия во многих аспектах — «витрина» здравоохранения: опасения населения вокруг нее обычно влияют на оценки качества остальных сегментов системы.