На пределе
Бюджет Ульяновской области предлагается с максимальной долговой нагрузкой
Одобренный правительством региона законопроект о бюджете Ульяновской области на 2022 год показывает рост доходов и расходов в сравнении с бюджетом2021 (соответственно, на 2,3% и 3%), при этом большую долю доходов (32,8% от собственных доходов региона) составят поступления федерального бюджета. Но заметно вырастет и долговая нагрузка — с прежних 78,6% до 84,5% от уровня собственных доходов Ульяновской области. Депутаты намерены внести ряд предложений по увеличению финансирования целого ряда направлений, однако в правительстве региона отмечают, что если и можно будет увеличивать финансирование, то только для инфраструктурных программ, направленных на развитие. В остальном уровень долговой нагрузки, близкий к пределу, не позволит идти на дополнительные затраты.
Правительство Ульяновской области на минувшей неделе одобрило основные параметры областного бюджета на 2022 год. Об этом в пятницу сообщила пресс-служба на официальном интернет-портале областной исполнительной власти.
Как отмечается в подготовленном законопроекте об областном бюджете, общий объем доходов облбюджета региона составит 72,924 млрд руб. (в первоначальном бюджете2021 общий объем доходов составлял 64,566 млрд руб.). Расходы составят 77,948 млрд руб. (в бюджете2021 — 71,288 млрд руб.). Дефицит бюджета — 5,024 млрд руб. (в бюджете2021 — 6,722 млрд руб.). Собственные доходы региона составят 54,905 млрд руб. (в бюджете2021 — 49,075 млрд руб.). Предполагаемые безвозмездные поступления из федерального бюджета — 18,019 млрд руб. (32,8% от уровня собственных доходов региона).
Верхний предел госдолга региона на 1 января 2023 года установлен в размере 46,409 млрд руб.— 84,5% от уровня собственных доходов региона (год назад он был установлен на уровне 38,507 млрд руб.— 78,6% от уровня собственных доходов). Расходы на обслуживание госдолга запланированы на уровне 2021 года, в сумме 2,3 млрд руб.
Как отметила на заседании облправительства и.о. министра финансов Ульяновской области Наталья Брюханова, рост доходной части в сравнении с бюджетом2021 составил 2,3%, расходной — 3%. По ее словам, структура доходов региона «не претерпела существенных изменений»: 84% доходов формируют три основных источника — акцизы, НДФЛ и прибыль, при этом основная часть доходной части — акцизы (почти 20 млрд руб.). Из акцизов, как и ранее, 75% составляют акцизы на алкогольную продукцию, в которых основную долю доходов дают акцизы на пиво (13,4 млрд руб.). Поступления от акцизов на нефтепродукты ожидаются в сумме 4,8 млрд руб., НДФЛ — 14,6 млрд руб. Налог на прибыль даст 11,5 млрд руб. доходов облбюджета, налог на имущество — 3,2 млрд руб., транспортный налог — 0,3 млрд руб.
Согласно данным Минфина РФ, по состоянию на 30 сентября 2021 года Ульяновская область относилась к среднему уровню долговой устойчивости. По абсолютному уровню госдолга (на 1 октября) регион находится на 59й строчке рейтинга регионов. В рейтинге долговой устойчивости (отношение уровня госдолга к собственным доходам) по итогам первого полугодия 2021 года регион находится на 77м месте в рейтинге регионов России. По данным регионального минфина, консолидированный долг региона вместе с муниципальными образованиями на 1 октября 2021 года составляет 45,376 млрд руб.
По словам госпожи Брюхановой, дефицит облбюджета будут покрывать за счет привлечения заемных средств «при сохранении безопасного уровня долговой нагрузки». В 2022 году запланирован выпуск нового облигационного займа в размере 3 млрд руб., что позволит распределить долговую нагрузку на ближайшие пять лет.
Одобренный кабмином бюджет еще не передан в региональное заксобрание (до 1 ноября идут общественное обсуждение и антикоррупционная экспертиза), однако комитеты областного парламента уже начали обсуждение. Депутаты отмечают, что намерены выдвинуть предложения по увеличению финансирования целого ряда направлений. Так, лидер фракции ЛДПР Дмитрий Грачев считает, что «в документе не отражено выделение средств, к примеру, на ремонт школ и детсадов и социальных учреждений, в дорожной отрасли не определен размер субсидий муниципальным образованиям, заметно сокращены затраты на приобретение подвижного состава общественного транспорта. Мы готовы к конструктивному диалогу, но готовы спорить, потому что обещания добавить денег в феврале нас не устраивают». Лидер фракции КПРФ Виталий Кузин считает, что «по некоторым направлениям идет явное недофинансирование». «Мы хотим, чтобы дополнительные финансовые вливания пошли на развитие здравоохранения, на борьбу с ковидом, на увеличение тестирования, на закупку льготных препаратов и лекарств для орфанных заболеваний, на ликвидацию многочисленных долгов учреждений здравоохранения»,— сказал депутат, заметив, что надеется, что все это будет возможно благодаря увеличению финансирования со стороны федерального бюджета. Руководитель фракции «Единая Россия» Василий Гвоздев в понедельник для комментариев был недоступен.
Между тем и.о. первого заместителя председателя правительства Марина Алексеева (курирует экономику и финансы) считает, что «если и направлять дополнительные расходы, то только на развитие, на инфраструктурные проекты», «потому что социальной нагрузкой бюджет уже передавлен», «этого хочет и население — чтобы развивались коммунальная инфраструктура, городская среда». По словам госпожи Алексеевой, в этом году «бюджет сформирован так, чтобы полностью обеспечить зарплату на 11,5 месяца» (раньше зарплата бюджетникам закладывалась лишь на полгода, а затем обеспечивалась по мере появления дополнительных доходов), «а это значит, что при появлении дополнительных собственных доходов можно будет направлять средства на развитие».
По мнению Марины Алексеевой, ситуация с долговой нагрузкой региона «абсолютно управляемая». «Но мы в этом не можем дальше расти, 85% — это предел устойчивого положения, потому что рост долговой нагрузки свыше 85% будет накладывать определенные ограничения в действиях правительства. Тем более что по соглашению с минфином регион получил большое количество бюджетных кредитов взамен коммерческих, это нам снизило затраты на обслуживание долга, но и наложило на нас обязательства по удержанию долговой нагрузки. «Этот предел мы будем удерживать, увеличивая долг исключительно только при условии роста собственных доходов, сохраняя уровень долговой нагрузки. А этот рост обязательно будет, потому что мы видим, что экономика разгоняется»,— отметила вице-премьер.