Президент — это звучит гордо
Татарстанские депутаты вступились за российскую Конституцию
Государственный совет Татарстана в понедельник не поддержал проект федерального закона, который предусматривает отмену ограничений на количество губернаторских сроков и унификацию наименований высших должностных лиц в регионах. Татарстан остается единственным субъектом РФ, где руководитель по-прежнему называется президентом, и попытку переименовать этот пост там считают неконституционной. Соавтор инициативы Павел Крашенинников напоминает, что даже по действующему закону глава региона не может именоваться президентом. Позиция республиканских властей была предсказуемой, говорит эксперт.
.Законопроект «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ» был внесен в Госдуму в конце сентября председателями комитетов по госстроительству обеих палат парламента Павлом Крашенинниковым и Андреем Клишасом. Этот документ должен заменить действующий закон о системе органов власти в регионах. Проект, в частности, предусматривает отмену ограничений на число губернаторских сроков (сейчас — не более двух), унификацию названия должностей руководителей регионов («глава субъекта»), сокращение срока представления регионами отзывов на законопроекты совместного ведения с 30 до 15 дней.
Решение не поддерживать законопроект депутаты Госсовета приняли единогласно — 82 голосами. Согласно принятому ими постановлению, отдельные положения проекта «противоречат незыблемым основам конституционного строя РФ как демократического федеративного правового государства».
Как пояснил на заседании глава комитета по госстроительству Альберт Хабибуллин («Единая Россия»), к таким нормам относится требование унифицировать наименования глав регионов и установить единый срок их полномочий. Проект также предоставляет федеральному центру безусловное право участвовать в формировании органов власти на местах, хотя по Конституции РФ субъекты обладают всей полнотой власти вне пределов ведения РФ и предметов совместного ведения, сказал депутат. Принятие закона может привести и к «фактическому отстранению регионов от федерального законодательного процесса» из-за сокращения срока подготовки отзывов, добавил господин Хабибуллин: «Большинство депутатов исполняют свои обязанности не на постоянной основе, а заседания парламентов проходят, как правило, не чаще одного раза в месяц».
Напомним, Татарстан остается единственным субъектом РФ, где руководитель именуется президентом. Переименование высших должностей в регионах началось в 2010 году и должно было завершиться к 2015 году. Но Татарстан получил отсрочку, так как имел договор о разграничении полномочий с федеральным центром. Договор прекратил действие летом 2017 года, однако изменения в конституцию республика так и не внесла, и в 2020 году Рустам Минниханов избрался на новый срок как президент.
Вчера депутаты решили обойтись без прений. Спикер Фарид Мухаметшин пояснил, что к обсуждению можно будет вернуться позже, когда инициатива пройдет первое чтение в Госдуме. Но к концу заседания он сам не удержался и заявил, что Госсовет выступил против «не только от того, что меняется название "президент"»: «Этот законопроект в корне влезает в полномочия субъектов РФ, нарушая действующие нормы российской Конституции. Нас заставляют нарушать нормы Конституции». Спикер выразил надежду, что «настороженность парламента республики и отклонение представленного закона позволит внести существенные изменения в закон».
О законопроекте также высказался депутат и председатель союза писателей Татарстана Ркаил Зайдуллин, который заявил, что документ посягает на «последние символы» федеративного государства. Он напомнил слова президента Владимира Путина, который в 2015 году сказал, что наименование главы республики — «дело самого Татарстана». А в связи с нормой об участии федеральных органов в формировании региональной власти депутат выразил опасение, что руководителя субъекта РФ смогут снять с поста «в любой момент».
Как ранее сообщал “Ъ”, комитет Госдумы по региональной политике и местному самоуправлению в целом поддержал законопроект, но раскритиковал отдельные его положения. В частности, депутаты выразили недовольство отсутствием нормы об отзыве губернатора избирателями и сокращением срока подготовки регионами отзывов на думские законопроекты.
В Госсовете Татарстана пока не говорят, какие изменения могут предложить в проект ко второму чтению. Ранее для обсуждения законопроекта там была создана рабочая группа во главе с вице-спикером и руководителем фракции «Единая Россия» Юрием Камалтыновым. Дозвониться до него “Ъ” не удалось.
Отзывы регионов на законопроект Госдума собирает до 31 октября, а его рассмотрение в первом чтении намечено на 9 ноября. Сейчас в думской базе опубликован только один отзыв — от Астраханской облдумы, которая документ поддержала. Свое мнение также могут высказать органы исполнительной власти субъектов, но Рустам Минниханов такого отзыва не представлял и не планирует, сообщила “Ъ” его пресс-секретарь Лилия Галимова.
«У нас нет никаких причин и желания устраивать споры с Татарстаном. У них очень профессиональный Государственный совет, и, конечно, мы будем вести с ними диалог,— сказал “Ъ” Павел Крашенинников.— Но я бы хотел развеять сомнения по поводу наименования высшего должностного лица Татарстана: у нас сохраняется статус-кво, какая была норма в действующем законе, такая и остается». Сокращение срока на подготовку отзыва связано с тем, что «раньше к людям документы только две недели шли по почте», а сейчас они автоматически вывешиваются на сайте Госдумы, пояснил депутат: «Можно в течение пары часов все получить, еще даже до рассылки. Но мы готовы учитывать процедурные моменты ко второму чтению». А унификацию сроков полномочий органов власти регионов господин Крашенинников объяснил устоявшейся практикой: «У нас везде пять лет».
Схожей позиции придерживается и замсекретаря генсовета «Единой России» Сергей Перминов. По его мнению, ограничение использования термина «президент» соответствует и действующему законодательству, и этимологии этого слова, означающего «выборного главу государства в странах с республиканской или смешанной формой правления». «Полагаю, что коллеги из Татарстана не станут отрицать, что в РФ указанному выше определению соответствует только одна должность. Видимо, формирование правовой традиции требует определенного времени и внутренней работы, определенного осознания»,— добавил единоросс.
По словам политолога Ростислава Туровского, позиция татарстанских властей по законопроекту была ожидаемой: «Они демонстрируют готовность отстаивать свои интересы, оставляя поля для торга с федеральными властями. Ситуация находится в подвешенном состоянии уже много лет, и было бы странно, если бы элиты Татарстана отступили после многолетней борьбы». «Наказания» со стороны федеральной власти не последует, уверен эксперт: «Татарстан понимает это и несколько блефует, идя на конфликт». Что же касается исхода этого спора, то господин Туровский сомневается, что «на уровне терминологии» для республики будет сделано исключение, но при этом не исключает, что сохранится статус-кво: «Москва уже много лет закрывает глаза на то, что Татарстан нарушает закон».