Ставка на IT
Почему букмекеры наращивают затраты на свою IT-инфраструктуру
По мере общего роста букмекерского рынка его участники существенно увеличили свои инвестиции в IT-технологии. Причиной стал заметный рост доли онлайн-ставок на фоне пандемии коронавируса. Букмекерам приходится расширять штаты IT-специалистов в разы, а зарплаты разработчиков тем временем растут из-за конкуренции за квалифицированные кадры с IT-гигантами вроде «Яндекса» и «Сбера». Участники рынка рассказали “Ъ”, в каких случаях они готовы покупать у поставщиков готовые типовые решения, а в каких предпочитают разработать IT-платформу самостоятельно.
В средней российской букмекерской конторе траты на IT, включающие в том числе зарплатный фонд соответствующих специалистов, в 2021 году выросли примерно до 10% от дохода компании, заявила “Ъ” президент СРО «Ассоциация букмекерских контор» (СРО БК) Дарина Денисова. «Траты, естественно, разнятся и зависят как от величины компании в целом, так и от стратегического видения менеджмента относительно развития своей IT-инфраструктуры»,— поясняет она.
Хотя затраты на IT пока нельзя отнести к топ-5 главных расходов, к которым относятся продвижение и маркетинг, платежные комиссии, целевые отчисления и ФОТ, в 2021 году этот вид расходов за последние два года значительно увеличился, подтверждает директор по продукту «Parimatch Россия» Кирилл Лузин. В среднем доля затрат на IT составляет 6–7% от общих расходов, заявил он.
У «Фонбета» за первое полугодие 2021 года общий объем инвестиций в разработку ПО и IT-инфраструктуру составил более 700 млн руб.— это на 30% больше, чем в предыдущем году, рассказал генеральный директор компании Александр Парамонов. «Такая динамика не ежегодна, но именно сейчас, в период перестройки индустрии и появления новых технологичных игроков, мы уделяем огромное внимание этим направлениям. Инвестиции в разработку и онлайн-поддержку букмекерской линии составляют более 1 млрд руб. за полугодие»,— говорит он. По его словам, в общем объеме расходов затраты на данные направления уже составляют не менее 30%.
Возможность увеличивать расходы на IT у букмекеров появилась на фоне существенного роста выручки в 2021 году. По его итогам легальный букмекерский рынок в России может вырасти примерно до 295 млрд руб., согласно прогнозу отраслевого портала «Рейтинг букмекеров» (РБ) на основе анализа отчетности букмекерских контор. Это на 25% больше по отношению к 2020 году и на 40% — к 2019 году. Рост рынка ускоряется: в 2020 году он, по оценке РБ, составил 13%. Главным драйвером выручки в отрасли, как писал “Ъ” 23 сентября, стали футбольный Евро-2020 и в целом возвращение спортивных событий после снятия ограничений, связанных с пандемией.
ППС уходят в прошлое
Главным стимулом для того, чтобы наращивать инвестиции в IT, стал рост доли онлайн-ставок. По оценке РБ, с 2019 года количество онлайн-ставок в штуках выросло на 15%. Сейчас около 88–90% ставок приходится на онлайн, остальные 10–12% — на пункты приема ставок (ППС), говорит основатель информационно-аналитического портала «Рейтинг букмекеров» Паруйр Шахбазян. Доля онлайна в выручке букмекеров, по его оценке, уже составляет примерно 90–92%.
Стабильное увеличение доли сегмента онлайн-ставок в отечественном беттинге наблюдается ежегодно еще с 2016 года, когда в законодательстве было прописано понятие интерактивной ставки и лицензированные операторы начали запускать собственные платформы в доменной зоне .ru. «Сейчас практически все российские БК именно онлайн справедливо считают главным стратегическим направлением развития,— рассуждает Дарина Денисова.— Наземное букмекерство постепенно уходит в прошлое. Пандемия также сильно ударила по ППС, сделав ритейл еще менее выгодным». В скором будущем даже у самых крупных операторов останутся лишь премиальные, флагманские букмекерские клубы «на земле», прогнозирует госпожа Денисова: «В остальном же все оперирование будет в онлайне».
Как сообщал “Ъ” 5 октября, сеть ППС крупнейших российских букмекеров в России с февраля-марта 2020 года сократилась почти вдвое. Среди причин ускорения оптимизации офлайна букмекеры называли то, что на фоне антиковидных ограничений и даже после их снятия игроки стали меньше ходить в розницу в принципе и намного чаще делать ставки онлайн.
«Доля онлайна продолжает расти также в связи с повышением удобства мобильных ставок, упрощением регистрации»,— добавляет Паруйр Шахбазян. Растет популярность мобильных приложений по сравнению с десктопной и мобильной версией продукта букмекера, продолжает Кирилл Лузин.
Стимулировать потребности в IT-ресурсах в моменте также может необходимость интеграции с Единым центром учета перевода ставок (ЕЦУПС), отмечает господин Шахбазян. Этот орган начал свою работу с 1 октября 2021 года в соответствии с реформой регулирования букмекерского рынка в России (см. “Ъ” от 24 декабря 2020 года). Реформа предполагает, что букмекеры теперь будут выплачивать целевые отчисления не спортивным лигам, а единому регулятору. Первый и второй ЦУПИС (Центры учета переводов интерактивных ставок), которые выступают посредниками между любителями ставок на спорт и БК на сегодняшний день, прекратят свою деятельность.
Разработчики дорожают
Важной причиной роста затрат букмекеры также называют ужесточившуюся конкуренцию за IT-специалистов, которая «нагревает» рынок и тянет вверх зарплаты.
«ФОТ IT-специалистов растет не только из-за того, что они дорожают, но также из-за того, что растет сам продукт и нужно больше людей,— рассказывает президент букмекерской компании BetBoom Константин Макаров.— К примеру, до пандемии всего 10 человек разрабатывали наш сайт и приложение, сейчас таких сотрудников уже около 40, и это не предел. Задач становится все больше».
В «Parimatch Россия» штат IT-специалистов за последние два года увеличился примерно наполовину, говорит Кирилл Лузин. «ФОТ индексируется постоянно: где-то один раз в год на 10–15%. Мы учитываем ситуацию на рынке труда среди IT-специалистов и стремимся превосходить текущие тренды»,— отметил он.
Разработчики дорожают, а букмекеры конкурируют в борьбе за специалистов с гигантами вроде «Яндекса» или «Сбера», сетует Константин Макаров. По его словам, букмекеры часто вынуждены переплачивать, так как, учитывая специфику индустрии, нужно выдвигать более привлекательное предложение либо по условиям, либо по зарплате.
В целом рост затрат на IT стимулирует высочайшая конкуренция на российском рынке, добавляет Дарина Денисова. «Почти два десятка брендов сейчас работают в рунете. Самые крупные из них ведут настоящие маркетинговые войны за клиентов. Это реальность, с которой индустрия будет жить дальше. Россия сейчас — одна из самых жестких беттинг-юрисдикций в плане конкурентной борьбы»,— констатирует она.
Купить готовое или разработать
Сейчас каждая из контор является, по сути, многоуровневой финтех-компанией, то есть IT-инфраструктура — «своего рода венозная система организма любого букмекера», размышляет Дарина Денисова. Ежесекундно в системе любой крупной конторы проводятся тысячи трансакций: от обработки фидов и расчета котировок до зачисления средств клиентов и выплаты выигрышей, и с каждым годом нагрузка на инфраструктуру любой конторы растет, говорит она.
Современный беттинг становится высокотехнологичной сферой, которая требует много IT-решений: платежи, антифрод, трансляции, коэффициенты — это пять-шесть сервисов внутри одного продукта, а технологичность каждого требует издержек, подтверждает Константин Макаров. «Пиковые нагрузки в определенные дни достаточно велики — важно, чтобы сервера, техническая поддержка и продукт в целом были готовы»,— предупреждает он.
Основные затраты букмекеров приходятся на развитие и поддержку платформ. Это сайт, приложения, Win-клиенты и Telegram-боты, серверы и администрирование, трейдинг, обработка данных и ведение трансляций, а также обработка платежей, перечисляет Паруйр Шахбазян. В затраты входит как оплата услуг аутсорса, так и оплата внутренней разработки, отмечает Кирилл Лузин.
Дешевле для любого начинающего букмекерского бренда будет приобрести решение от зарекомендовавшего себя поставщика, говорит Дарина Денисова. «Все букмекеры в той или иной степени пользуются поставщиками решений. Чем дальше букмекер находится в своем развитии, тем больше у него доля собственного программного кода»,— отмечает Паруйр Шахбазян.
Например, начинающим компаниям гораздо выгоднее взять White Label или Turnkey (типовое решение) от поставщиков, как Betconstruct, Digitain или EveryMatrix, объясняют участники рынка. Эти решения хороши тем, что можно сразу запускаться с набором продуктов для игроков, но в то же время они абсолютно негибкие, говорит господин Шахбазян. «Поэтому как только букмекер начинает расти, он постепенно отказывается от полных решений и начинает использовать частичные. Покупает фиды с коэффициентами у одного поставщика (SportRadar — крупный поставщик коэффициентов и спортивных данных), спортивную статистику — у другого, трансляции — у третьего и т. д. А самые крупные компании покупают, грубо говоря, все у всех»,— заключает он.
«Мы сотрудничаем с зарубежной компанией Digitain, закупая статистические фиды и коэффициенты,— рассказывает Константин Макаров.— На самом деле, все зависит от продукта: что-то выгоднее разработать самим, а что-то — купить на стороне. В нашем случае невыгодно покупать полностью готовый беттинговый продукт, потому что мы постоянно его, наше приложение, дорабатываем — оно достаточно специфичное, это интеллектуальная собственность компании. В целом, несмотря на исключения (коэффициенты, фиды, антифрод), BetBoom старается разрабатывать решения инхаус — например, CRM-продукт мы разработали самостоятельно».
«Есть часть продуктов, которые мы приобретаем готовыми — например, мы приобрели решение для проверки клиентов, а теперь нарабатываем экспертизу за счет этого продукта. Из готовых продуктов мы берем аналитику у "Яндекса", используя Data Lens. Безусловно, мы покупаем продукты для обеспечения работы сотрудников для коммуникации, передачи информации и выполнения внутренних задач: Wrike, 1С, "Битрикс24"»,— также перечисляет Константин Макаров.
В «Фонбете» для приема ставок используется собственное ПО, но для некоторых задач букмекер интегрируется с покупными решениями. «Это имеет смысл для быстрого запуска, хотя в целом стратегически для нас важна inhouse-разработка. Например, несколько лет мы работали с готовой CRM-платформой. Проанализировали плюсы и минусы и решили делать собственную CRM-систему — она уже запущена на новых рынках»,— говорит Александр Парамонов. По его словам, все-таки букмекерский бизнес — «это не стандартный e-commerce». «Многие наши процессы, в том числе клиентские, не повторяются в других отраслях. Поэтому зачастую получается так, что оптимальное решение можно только создать самим»,— объясняет он.
В «Parimatch Россия» все, что связано с «ядровым» функционалом, учетом интерактивных ставок и выплат выигрышей, разрабатывается внутри, говорят в компании. «Также мы можем использовать сторонние сервисы для нужд маркетинга, CRM, службы поддержки и других департаментов. Например, наш модуль маркетинга и службы поддержки находится на базе сторонних ПО. Для партнерской программы было использовано стороннее решение, интегрируемое с нашей IT-платформой. Российские сервисы мы тоже используем, например для верификации данных первой линии поддержки»,— рассказывает Кирилл Лузин.
Всегда есть компромисс между стоимостью, функциональностью и скоростью получения новых опций: если компанию устраивает функционал готового решения, то можно сэкономить и использовать white label. «Если компания хочет уникальный масштабируемый продукт с быстрым запуском на новых рынках, кастомизацией под требования регулятора — лучше разработать IT-платформу самостоятельно»,— заключает Кирилл Лузин.