«Сегодня интегратор должен стать экспертом, синхронизирующим IT и бизнес своих заказчиков»
Исполнительный директор «Иннодата» — о цифровой трансформации и искусственном интеллекте
Молодая, но уже зарекомендовавшая себя в IT-отрасли компания «Иннодата» специализируется на решениях в области Big Data, предиктивной аналитики и искусственного интеллекта. О том, что может предложить заказчикам компания, к чему ведет импортозамещение в российской IT-индустрии, и о сотрудничестве с крупнейшими игроками бизнеса, рассказал исполнительный директор российского разработчика ПО и системного интегратора «Иннодата» Александр Сергиенко.
— Цифровые технологии стали уже образом жизни: за минувший год мы сделали скачок в освоении и проникновении технологий, равный в обычной, докоронавирусной жизни пяти годам. Как пришлось адаптироваться к новой реальности?
— Пандемия вынудила бизнес трансформировать подходы к организации рабочих процессов. Наша компания полностью перешла на удаленный формат. Коммуникация с заказчиками стала более неформальной и быстрой. Мы более чутко реагируем на их запросы и потребности. При этом новая реальность требует от руководителей проектов с обеих сторон гибкости и налаживания мультиканальной коммуникации двух команд друг с другом.
— На каких индустриях вы фокусируетесь? Какие ваши проекты в них можете отметить как знаковые?
— Это транспортная отрасль, ритейл и девелопмент. В транспорте мы сотрудничаем с лидером цифровой трансформации в гражданской авиации — «Аэрофлотом». Здесь мы реализовали много проектов, среди которых можно отметить внедрение Системы оптимизации создания, проведения и анализа маркетинговых кампаний. Используя эту систему, «Аэрофлот» может параллельно запускать более 200 кампаний в месяц более чем с 33 млн коммуникаций.
В транспортной отрасли востребованы проекты, связанные с персонализацией услуг компаний-партнеров. Такие решения позволяют при покупке генерировать для клиентов выгодные и потенциально востребованные предложения от партнеров.
Если говорить о розничной торговле, то здесь очевиднее становятся тренды на укрупнение торговых сетей, создание экосистем, увеличение базы потребителей. Ритейлеры задействуют максимальное количество каналов коммуникации с последними. У заказчиков спросом пользуются решения и системы, способные аккумулировать всю информацию о клиенте в едином пространстве. Так, ритейлеры с нашей помощью создают цифровые профили клиентов. Это позволяет более подробно изучать пользовательский опыт: историю просмотров сайтов и приложений, истории покупок, потребительские предпочтения и т. д.
Востребованы системы единых центров авторизации. Расширяя бизнес до уровня экосистем, представители розничной торговли обращаются к нам с необходимостью агрегации данных, поступающих из интернет-магазинов, сервисов доставки, приложений и т. д. Цель таких проектов — предоставить покупателю единый канал коммуникации, а продавцу — единую аналитическую платформу.
Что касается девелопмента, здесь разработки «Иннодаты» прежде всего строятся вокруг систем интеллектуального ценообразования. Они позволяют заказчикам сокращать время реагирования на изменения конъюнктуры рынка, отслеживать тренды, сокращать процесс индексации стоимости объектов, жилых и нежилых и помещений и многое другое. Внедряя решение для динамического ценообразования, девелопер получает объективную, наглядную, прозрачную аналитику рынка, на основании которой может повышать эффективность принимаемых решений, наращивать темпы продаж, сокращать ручной труд и нивелировать влияние человеческого фактора, в том числе автоматизируя рутинные процессы.
— Что «Иннодата» планирует предложить рынку в краткосрочной и среднесрочной перспективах?
— У нескольких заказчиков мы пилотируем разработку под названием СИМБА — комплекс инструментов для прототипирования бизнеса. Он находится на стыке технологий процессного анализа, машинного обучения и искусственного интеллекта и используется для многомерной трансформации. Во-первых, создается единая система, в которой связываются экономический эффект от изменений процесса, внешние факторы и ограничения. Во-вторых, идентифицируются неэффективные шаги и оценивается влияние их устранения, анализируется влияние изменений на бизнес. В портфеле «Иннодаты» также есть платформа по работе с обращениями — инструмент для обработки обращений из разных каналов коммуникаций, их интеллектуальной классификации и маршрутизации — и другие продукты.
— В числе ваших партнеров много компаний с именем. С какими совместными идеями выходите на рынок?
— С Mail.ru Group мы плотно сотрудничаем в области внедрения Tarantool. Это платформа in-memory вычислений с гибкой схемой данных для эффективного создания высоконагруженных приложений. Мы применяли ее для создания единого клиентского профиля в проекте одного из крупнейших ритейлеров, у других заказчиков — для объемных высоконагруженных вычислений. С IBM мы работаем в области больших данных, систем управления данными. Недавно у «Иннодаты» появился еще один мощный партнер — компания Gurobi, производитель одного из самых быстрых в мире средств математической оптимизации, Gurobi Optimizer. Он позволяет повышать эффективность управления цепочками поставок, ресурсами предприятия с применением стратегического, тактического и оперативного планирования.
Также мы заключили партнерское соглашение с компанией Arenadata, российским разработчиком платформы сбора и хранения данных. Это сотрудничество позволяет нам сопровождать заказчиков в процессе импортозамещения и предлагать рынку высококлассные российские продукты.
— Проблема импортозамещения в IT-отрасли похожа на проблему лимита на легионеров в российском футболе: кто-то говорит, что он нужен, кто-то — что нет, но доказательная база обеих позиций не догма. Что вы думаете об этом процессе?
— Импортозамещение — это не проблема. Это вектор развития, заданный государством, который, с одной стороны, является драйвером, но с другой — создает сложности. Изменение потребностей заказчиков рождает новые проекты, требует внедрения новых технологий, привлечения кадров. Плюс к этому возрастает внимание к российским разработкам, которыми раньше не интересовались. С курсом на импортозамещение они имеют шанс стать конкурентоспособными.
Использование отечественных решений часто ведет к сокращению операционных расходов (в том числе на приобретение лицензий). Из минусов можно выделить большие ресурсные затраты, необходимость в которых иногда становится явной только в процессе «перевнедрения» решений и систем при работающих старых. Поскольку процесс предполагает не только долго оборачиваемые инвестиции, но и дублирование уже совершенных действий, то и расходы удваиваются. Кроме того, когда стоит задача миграции, как правило, без внимания остается оптимизация, способная привести к росту эффективности.
— Для многих сейчас словосочетание «цифровая трансформация» становится самоцелью. При этом у некоторых российских компаний до сих пор нет четкого стратегического видения ее проведения, да и инвестиции в этот процесс весьма скромные. По вашему мнению, почему так происходит?
— Во многих компаниях исторически бизнес- и IT-подразделения оторваны друг от друга, у них разные цели, и не всегда первые готовы к гармоничному сотрудничеству со вторыми. IT-компания, выступая в качестве подрядчика, в таких случаях должна быть не просто исполнителем контракта, требований, которые сформированы заказчиком, но и принимать непосредственное участие в процессе выстраивания бизнес-коммуникаций внутри компании-заказчика. Интегратор при таком подходе акцентирует внимание бизнеса на преимуществах конкретной цифровизации. Он является экспертом, который синхронизирует IT и бизнес, создает трехстороннюю команду, которая способна принести компании ощутимую пользу, и при этом дает возможность использовать для достижения цели самые современные технологии, будь то оптимизация, машинное обучение или искусственный интеллект.
— К слову, об искусственном интеллекте (ИИ). Объем мирового рынка ИИ, по оценкам экспертов, составляет $274 млрд, российский же сегмент занимает лишь 0,1% этого объема. При этом, согласно результатам опроса, 85% компаний ведут работу над проектами в области искусственного интеллекта — хотя бы уровня «пилота». Как бы вы оценили потенциал России в деле развития ИИ и то, как он реализуется, в свете того, что наш рынок меньше 0,1% от мирового?
— Очевидно, что в области ИИ в последние два десятилетия Россия была в числе догоняющих, поскольку фокус нашего IT-рынка был направлен на цифровизацию. В большом количестве отраслей и компаний до сих пор уровень диджитализации невысокий. Это обусловлено спецификой основной детальности организации. Тогда как на Западе бум цифровизации прошел значительно раньше и уже на основе произведенных изменений появился потенциал использовать ИИ, машинное обучение, что бизнес с успехом и делает.
— Как вы оцениваете темпы цифровизации в нашей стране? Соответствуют ли они мировым?
— Потенциал цифровизации в нашей стране большой. В зависимости от территориального распределения какие-то регионы более «оцифрованы», какие-то — менее. В ряде случаев процесс в регионах может даже опережать темпы мегаполисов — просто потому что там это дешевле, проще, меньше согласований. Интересно, что в части пользовательского опыта такого уровня сервисов доставки, перевозок, настолько «оцифрованного» банковского обслуживания, как в России, в мире больше нет. Все это сделано российскими частными компаниями, и «Иннодата» принимает в процессе цифровизации экономики страны самое непосредственное участие.