SberCloud собрал конвейер для микросервисов

Почему провайдер решил обзавестись услугой Managed OpenShift

Новые требования к Time-to-market (ТТМ, время от начала разработки идеи до появления конечного решения на рынке) вывели контейнерные технологии в один из горячих трендов в мире IT. Они сделали возможным выпускать и менять цифровые продукты с молниеносной скоростью. SberCloud увидел нишу в незакрытой потребности клиентов и решил предоставить им контейнерную платформу из своего облака. Правда, для этого провайдеру пришлось прыгнуть выше головы и разработать у себя систему, аналогами которой до этого пока могли похвастаться только глобальные гиперскейлеры, то есть крупнейшие мировые мультиоблачные провайдеры, такие как Microsoft Azure или Amazon Web Services.

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

Бизнес стремится сократить ТТМ своих продуктов — без этого сложно выдержать конкуренцию. Этот показатель стал существенным даже в отраслях, где скорость реагирования была изначально неважна. «Цифровые продукты есть у компаний практически во всех отраслях — начиная с привычных вроде ритейла и финансового сектора. Даже металлургические предприятия сегодня создают приложения, налаживая контакт с конечным потребителем. И всем им важна скорость вывода цифровых сервисов и их обновлений»,— рассказывает руководитель лаборатории DevSecOps «Инфосистемы Джет» Александр Краснов.

В ответ на требования бизнеса поменялись принципы разработки ПО. Компании массово уходят с монолитных приложений, любое изменение которых означает полное обновление всей системы. А это всегда выливается в дополнительные риски и колоссальные трудозатраты. Альтернатива им — софт микросервисной архитектуры, когда большие приложения создаются как набор модулей. Каждый микросервис — это бизнес-функциональность, представленная в виде программного кода, расположенного в контейнере. Такой подход позволяет легко и быстро менять функционал любой автономной части программы, не затрагивая остальные. Доводить приложение до совершенства могут одновременно несколько команд разработки. «Те компании, чьи бизнес-сервисы реализуются с помощью микросервисов, сделали огромный рывок в ТТМ,— рассуждает Александр Краснов.— Например, один из наших заказчиков смог сократить время вывода нового сервиса с шести месяцев до нескольких дней. Его приложение теперь обновляется быстрее, чем AppStore проверяет его перед публикацией на своей площадке».

С каждым годом преимущества контейнеров понимают все больше компаний. Так, по прогнозам Gartner, к 2022 году более 75% глобальных организаций будут использовать контейнерные технологии, а объем рынка такого программного обеспечения с $465,8 млн в 2020 году более чем удвоится в 2024-м — до $944 млн.

Почему Red Hat OpenShift

«Сбер» не первый год применяет контейнерные технологии. Компания использует, в частности, платформу OpenShift от Red Hat. Чем продиктован этот выбор?

«Для управления контейнерами существует множество инструментов, в том числе и полностью бесплатных. Но крупному бизнесу их применение не очень удобно: требуется дополнительная работа по настройке всех компонентов,— объясняет региональный менеджер Red Hat в России и СНГ Тимур Кульчицкий.— Red Hat OpenShift — это полностью готовый инструмент. С ним компании пропускают стадию конструирования и переходят сразу к разработке и развертыванию собственных приложений. Среди других преимуществ платформы — поддержка, сервисы по обеспечению безопасности платформы, кросс-сертификация и предоставление обновлений». По словам господина Кульчицкого, решение применимо в том числе для критически важных систем, например, в банковской сфере, медицине и других областях.

В своей массе облачные провайдеры в России предоставляют в качестве услуг своим клиентам те самые «бесплатные» платформы управления контейнерами. Однако это не покрывает спроса крупного бизнеса или тех компаний, которые не хотят искать компромисса между надежностью и быстрым ТТМ. В SberCloud уверены, что необходимость предоставлять в качестве услуги OpenShift назрела давно. «На глобальном рынке услугу Managed OpenShift предоставляют гиперскейлеры-гиганты. Далеко не каждая российская компания готова закупать ее у зарубежного провайдера,— объясняет заместитель генерального директора SberCloud Михаил Лобоцкий.— Поэтому мы включили Managed OpenShift в планируемый пакет услуг еще на этапе зарождения SberCloud».

Нельзя купить — создай

Созревший рыночный спрос на быстрый доступ к OpenShift в облаке транслирует «Сбер» и его экосистема. С этого же заказчика однажды и началась эта облачная услуга провайдера. Но на тот момент создание кластера и управление им происходило вручную. Это занимало несколько дней — время требовалось и на бюрократию по заведению и передаче заявок IT-специалистам, и еще на работы по настройке. В отдельных случаях заказчикам приходилось ждать до двух недель. Какие уж тут космические скорости ТТМ.

Кроме того, подобная «внутренняя кухня» услуги была неэффективной для провайдера. Тем более что компания готовилась к росту запросов на пользование OpenShift из своего облака. На пересечении этих двух линий — ожидания заказчиков и возможности облачного поставщика — и появилась идея автоматизировать предоставление кластера.

«Изначально мы понимали, что воплощение нашей идеи не будет простым. Готовых решений для автоматического развертывания кластера OpenShift для используемой у нас облачной платформы просто нет,— рассказывает менеджер по продукту Managed OpenShift из SberCloud Вера Орлова.— Поэтому нам фактически предстояло создать решение с нуля. Несмотря на фантастическую сложность задачи, уже через три месяца у нас появилась работающая система».

В проект SberCloud вошел вместе с компанией «Инфосистемы Джет». Команда партнера отвечала за архитектуру решения, создание специфических подсистем и дальнейшее сопровождение IT-системы. А на специалистах SberCloud были задачи, с которыми они уже так или иначе имели дело,— доработка портала самообслуживания, где происходит заказ услуги, и компонентов сервисной платформы.

В итоге получилось IT-решение, которое отвечает требованиям и по функциональности, и по безопасности и надежности. Например, недоступность системы не влияет на доступность и работу созданных ею кластеров.

Новый кластер — в два клика

Уже сейчас клиенты SberCloud получают готовый кластер OpenShift нажатием одной кнопки. Сам процесс его создания занимает не более 30 минут. Это помогает компаниям ускорить разработку приложений и выйти на новый уровень ТТМ в выводе своих цифровых продуктов. В ближайшее время возможности сервиса будут расширены: пользователям станет доступно управление еще большим числом параметров создаваемого кластера на портале самообслуживания. В случае необходимости устранять все проблемы в работе кластеров будут совместно специалисты «Инфосистемы Джет» и провайдера.

SberCloud видит большие перспективы своего нового сервиса. «Когда мы только начали разрабатывать свою систему автоматического предоставления OpenShift, к нам обратилось несколько заказчиков с запросом на эту услугу. Это говорит о горячем спросе на нее,— комментирует Вера Орлова.— Помимо заказчиков с открытого рынка мы также рассчитываем с помощью решения закрыть потребности всей цифровой экосистемы "Сбера"». А это несколько десятков соединенных вертикалей, от дочерних компаний, работающих в сфере электронной торговли и логистики, до сервисов, связанных с медиа и развлечениями.

Для провайдера же, если заглянуть в его закулисье, предоставление услуги происходит без участия его IT-специалистов. В SberCloud не раскрывают данных о том, какая экономика у происшедшей оптимизации, но называют ее существенной. Проект должен полностью себя окупить в течение полутора лет, ожидают в компании. «Мы считаем, что в ближайшие два года спрос на услугу Managed OpenShift будет ежегодно увеличиваться в шесть-семь раз»,— резюмирует Михаил Лобоцкий.

Таким образом, в России Managed OpenShift есть только в облачном «меню» у SberCloud. «Подобных решений даже в мире можно пересчитать по пальцам,— заверяет Александр Краснов.— Такие разработки и сервисы есть только у нескольких глобальных гиперскейлеров, например, у Amazon, IBM и Microsoft. В нашей стране ни у кого из крупнейших провайдеров такого сервиса нет». Тем не менее эксперт считает, что аналогичные проекты вполне могут появиться. Потенциально они интересны компаниям с облачной инфраструктурой, у которых есть потребность быстро разворачивать кластеры для разработки приложений. «А это как минимум телекомы и топовые банки»,— уверен господин Краснов.

Анастасия Михур

Вся лента