Стратегия разошлась с реальностью

Количество субъектов малого и среднего бизнеса в Пермском крае сокращается. Принятая в конце прошлого года стратегия развития МСП в регионе пока к ожидаемому росту числа МСП не привела. Причины очевидны: бизнес не справляется с новыми барьерами, связанными с пандемией. Эксперты отмечают явные плюсы стратегии, однако считают, что есть и серьезные недоработки, не позволяющие эффективно действовать в направлении поддержки бизнеса.

Перед регионами стоят амбициозные задачи по увеличению количества субъектов МСП, снятию барьеров, созданию системы поддержки предприятий малого и среднего бизнеса. Для решения поставленных перед регионом задач в конце прошлого года правительство Пермского края поддержало стратегию развития малого и среднего предпринимательства в регионе до 2030 года. Программа включает в себя реализацию нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство», при этом учитывает особенности региональной экономики и потребности бизнеса. Цель стратегии — увеличить количество работающих в сфере малого и среднего бизнеса с нынешних 340 тыс. до 435 тыс. человек.

Над разработкой программы трудилось Агентство по развитию малого и среднего предпринимательства Пермского края при взаимодействии с общественными организациями, представляющими интересы предпринимательского сообщества. «Главной целью стратегии является повышение конкурентоспособности экономики, обеспечение социальной устойчивости и роста занятости населения за счет развития малого и среднего предпринимательства в Пермском крае. Основным индикатором достижения указанной цели в 2030 году является численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей»,— рассказали в агентстве МСП. Как поясняли разработчики стратегии, среди основных направлений развития предпринимательства на ближайшее десятилетие акцент сделан на формировании благоприятных условий ведения бизнеса, в частности — на дальнейшем создании инфраструктуры поддержки, снижении административных барьеров, развитии конкуренции, выявлении перспективных ниш и создании там новых бизнесов.

В рамках реализации стратегии, летом в Перми был открыт дом предпринимателя «Мой бизнес». Эта площадка объединила на своей территории Агентство по развитию МСП Пермского края, МСП Банк и Центр «Мой бизнес», в который входят Центр поддержки предпринимательства, Микрофинансовая компания, Корпорация развития МСП, Центр поддержки экспорта, Пермский фонд поддержки предпринимательства, Центр инноваций в социальной сфере. «Такой формат позволяет предпринимателю в режиме единого окна получить самую разнообразную поддержку в зависимости от потребности, а Агентство МСП служит предпринимателю точкой входа для решения всех возникающих вопросов»,— пояснили в агентстве МСП. Также в рамках стратегии разработан каталог «готовых решений» для развития отдельных ниш предпринимательской деятельности, в том числе для бизнеса, ориентированного на экспортную деятельность.

Стоит отметить, что задача по увеличению количества занятых в МСП была поставлена всем регионам из федерального центра еще в «доковидные» времена. Целью федеральной стратегии является развитие сферы малого и среднего предпринимательства как одного из факторов инновационного развития и улучшения отраслевой структуры экономики, а также социального развития и обеспечения стабильно высокого уровня занятости.

Между тем, несмотря на предпринимаемые попытки реанимировать малый бизнес, в России он ежегодно сокращается. Так, с начала 2021 года, по данным Федеральной налоговой службы, количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства в Пермском крае сократилось с 95,2 тыс. до 93,8 тыс. по состоянию на 10 октября 2021 года. Количество работающих в МСП также сократилось с 280 тыс. до 265 тыс. человек.

Аналогичная тенденция наблюдается в целом по России. Количество субъектов МСП сократилось с 5,9 млн на начало года до 5,7 млн к октябрю 2021 года. Количество занятых в МСП уменьшилось с 15,5 тыс. до 14,7 тыс. человек.

Коронавирус внес свои коррективы Представители деловых сообществ, помимо очевидных экономических проблем во время пандемии, называют несколько причин текущей ситуации. «Есть большое количество пострадавших отраслей, где в основном работает малый и средний бизнес. Конечно, это сказывается и не дает развиваться,— отмечает председатель регионального отделения «Деловой России» Дмитрий Теплов.— Проблем достаточно. Есть что обсуждать и совершенствовать».

Большую роль в сокращении числа МСП сыграл переток многих предпринимателей в разряд «самозанятых», число которых в крае с начала года увеличилось вдвое. «Это была классная находка для легализации доходов, например, от сдачи в аренду недвижимости или так называемых совместителей, тех же репетиторов. Но эта форма была распространена на очень большое количество сфер, что поставило самозанятых в конкуренцию с действующим бизнесом. Некоторые даже приняли решение о закрытии юрлиц. Мы говорим много об этом применительно, например, к индустрии красоты. Над самозанятыми нет, по сути, контроля, низкая налоговая ставка, простой учет. Бизнес мы здесь теряем»,— говорит президент Пермской торгово-промышленной палаты Олег Жданов. Также среди причин, повлиявших на МСП, господин Жданов называет огосударствление экономики. «Создаются МУПы, ГУПы, которые вытесняют бизнес там, где он мог бы комфортно работать и развиваться. За примером далеко ходить не надо: сколько в крае было частных перевозчиков на старте транспортной реформы и сколько осталось?» — отметил президент Пермской ТПП.

В то же время специалисты сходятся во мнении, что пока рано делать выводы об эффективности стратегии. «Стратегия принята до 2030-го, и, конечно, получить эффект от ее реализации в течение первого года невозможно. Важен сам факт того, что в настоящее время есть ориентиры, прописаны мероприятия в части развития малого и среднего предпринимательства на территории Пермского края»,— считает Дмитрий Теплов.

«Прошлый год был особенным из-за начала пандемии. Почти половина жалоб в прошлом году была так или иначе связана с вводимыми ограничениями и мерами поддержки. В этом году таких жалоб значительно меньше, но они все-таки есть»,— говорит уполномоченный по правам предпринимателей в Пермском крае Павел Новоселов. Он не связывает уменьшение количества жалоб с принятием стратегии, но отмечает улучшение в целом бизнес-климата в регионе. «Это и снижение уровня административного давления, и предоставление мер поддержки через центр „Мой бизнес“, и различные программы развития МСП. Программа только начала реализовываться, и выводы пока делать рано, но то, что начало ее реализации пришлось на самый разгар пандемии, тоже вносит свои коррективы. И планы по увеличению количества субъектов предпринимательской деятельности, конечно, в этом году будут сорваны. Все-таки не так много желающих начинать бизнес в такое непростое и непредсказуемое время, но они есть»,— пояснил господин Новоселов.

Специалисты отмечают и положительную динамику в отношении малого бизнеса в крае. Дмитрий Теплов заметил, что в 2020 и 2021 годах было внесено много изменений и в налоговое законодательство. «Благодаря взаимодействию общественных организаций и правительства, особенно в период пандемии, было принято много изменений в региональном налоговом законодательстве, которые смягчили удар для малого и среднего бизнеса»,— говорит господин Теплов.

В ближайшем будущем будет принято много новаций в сфере налогового законодательства именно в отношении малого и среднего предпринимательства. Об этом было объявлено 19 октября на совете по предпринимательству и улучшению инвестиционного климата в Пермском крае. Новые региональные меры поддержки бизнеса включат введение максимально пониженных налоговых ставок в первые три года деятельности индивидуального предпринимателя или организации. Планируется, что предлагаемые меры поддержки вступят в силу с 1 января 2022 года.

Льготные налоговые ставки распространят на предпринимателей, которые будут зарегистрированы с начала следующего года и выберут налоговый режим «Упрощенная система налогообложения». Новые меры поддержки будут действовать до 2026 года включительно. Соответствующий законопроект будет рассмотрен депутатами Законодательного собрания Пермского края на ближайшем заседании. «В настоящее время мы ожидаем с 1 января 2022 года принятия новых мер поддержки для вновь зарегистрированных предпринимателей, которые планируют применять упрощенную систему налогообложения. Уверены, что столь мощная мера поддержки, которая пока существует только в Пермском крае, позволит упрочить репутацию региона как территории очень комфортной и дружелюбной для бизнеса»,— прогнозируют в агентстве МСП.

Стратегический план Представители бизнес-объединений считают, что для более эффективной работы одних льгот недостаточно и стратегия развития МСП нуждается в более серьезной доработке. «Что касается мер поддержки, то их, конечно, никогда не бывает много с точки зрения предпринимателей. Есть, на мой взгляд, явные недоработки со стороны Минэка по мерам поддержки тех отраслей, которые находятся под полным запретом деятельности. Федеральными мерами поддержки они не смогли воспользоваться. Нужно срочно их принимать на региональном уровне либо добиваться, чтобы наши предприниматели могли воспользоваться федеральными»,— говорит Павел Новоселов.

«Когда разработкой стратегии занимается одно агентство, то этого недостаточно. Это должна быть стратегическая задача для всех отраслей. Потому что агентство может сколько угодно биться, но если отрасль, неважно какая: транспортная, образование, здравоохранение или какая-то другая,— будет финансировать исключительно свои учреждения, не поддержит развитие малых форм, то и не будет результата»,— убежден Олег Жданов. По его мнению, для того чтобы стратегия была рабочим документом, ее необходимо постоянно актуализировать в соответствии с запросами определенных отраслей. «При разработке стратегии было важно проанализировать сектора экономики, где мы видим, что малый бизнес может появляться и развиваться. Традиционные направления, как торговля, общепит, но с учетом тенденции на укрупнение игроков, приход федеральных операторов. А где еще могут быть созданы места для малого бизнеса? Промышленность — непростая история, IT — да. Если желаемую цифру примерно декомпозировать на отрасли, в которых, по нашему мнению, малый бизнес будет работать, тогда поймем, куда направлять усилия. В документе правильно написано о необходимости развития перспективных рыночных сегментов. И услуги, и частная медицина, и частное образование, детские сады, спортивные секции — перспективные ниши для малого бизнеса. Начинаем поддерживать приоритетные сектора, понимая, чего им не хватает для собственного развития. Мы предлагаем им кредиты, а они их не берут. Может, им нужны совершенно другие формы поддержки?» — уточняет господин Жданов.

Дмитрий Теплов также отмечает необходимость анализа адресных льгот для бизнеса. Кроме того, необходимо усилить работу с МСП в территориях. Председатель реготделения «Деловой России» уверен, что необходимо провести инвентаризацию инфраструктуры для бизнеса в муниципалитетах. По его словам, работа с МСП сегодня налажена в Перми, в то же время в некоторых муниципалитетах программы поддержки отсутствуют или имеют лишь формальный характер. «Нет понимания, что развивать, не расписаны приоритеты»,— сетует господин Теплов.

Олег Жданов считает, что вдобавок к стратегии должен появиться прогноз, который будет опираться на базовые социальные показатели: рождаемость и миграцию. «У нас населения сколько будет, и чем оно будет заниматься? Параллельно необходимо учитывать и другие стратегии развития, они должны взаимно дополнять друг друга. Считаю, что стратегия может и должна заработать при условии жесткого администрирования. Надо использовать право вето на решения, которые идут вразрез с общей идеологией приоритетов развития региона»,— подытожил президент Пермской ТПП.

В агентстве МСП заявили, что базовые принципы стратегии останутся неизменными. «Однако в то же время направления поддержки и мероприятия будут корректироваться в зависимости от внешних условий, внутренних драйверов экономики края и стратегических ориентиров всей государственной политики на федеральном и региональном уровнях. Кроме этого, в случае отклонения от плановых показателей предусмотрено уточнение положений для достижения целей стратегии. По результатам реализации мероприятий стратегии первого года можно будет подвести промежуточный итог проделанной работы, оценить ее эффективность для принятия управленческих решений о продолжении реализации мероприятий, их корректировке либо включении новых направлений в стратегию»,— уточнили в агентстве МСП.

ИРИНА СУХАНОВА

Вся лента