Жизнь на земле
Исследование ВЦИОМ показало: 57% россиян предпочитают более качественную садовую технику
За последние полтора года у городских жителей вырос интерес к проживанию за городом. Данная тенденция медленно, но верно развивалась все последние годы. Основная же причина быстрого роста в настоящее время — пандемия. Ковид нам преподнес урок, ясно показывающий ограничения, связанные с высокой плотностью населения. Комфорт, который является ключевым фактором для проживания в городе, существенно снизился, так как большинство оказалось в условиях дефицита эмоций от поездок, шопинга и развлечений. Многих спасло то, что традиционно в России существенная доля жителей является обладателями земельных участков и у них вошло в привычку проводить время за городом.
Не удивительно, что на «ковидный вызов» в первую очередь отреагировал рынок загородной недвижимости и строительства. Люди стали чаще интересоваться приобретением участков в СНТ и деревнях. Так, еще год назад, в октябре 2020 года, статистика показала, что интерес жителей России к приобретению земли в стране вырос в 1,5 раза за девять месяцев с начала пандемии по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
Цифры первого квартала 2021 года продемонстрировали развитие этой тенденции: спрос вырос в 1,4 раза. Относительно аналогичного квартала 2020 года он прибавил еще 16%. По мнению аналитиков, интерес к рынку загородной недвижимости подстегнул запуск программы сельской ипотеки со ставкой не выше 3% годовых. (Газета «Известия» со ссылкой на исследование «Авито Недвижимость»).
Без дома прожить на земле нельзя. Но можно ли это сделать без садовой техники?
Конечно же, интерес к проживанию за городом сказался на продажах товаров для дачи. В частности, многие торговые сети констатировали рост оборота садовой техники в 2020 и неполном текущем году. Владельцы земельных участков проявили повышенный интерес к газонокосилкам и триммерам, мотоблокам, пилам, измельчителям… Данная тема вызвала интерес у CAIMAN, бренда профессиональной садово-парковой техники премиум-класса. Отличительные особенности такого оборудования — высокое качество, производительность, специализация, способность работать продолжительное время с максимальной нагрузкой, длительность гарантии и более чем десятилетний срок службы.
Посмотрим на цифры. Продажи бренда CAIMAN розничному покупателю без учета оптовых отгрузок выросли в единицах на 86% за 2020 год и на 39% за неполный 2021 год (на 31 августа). Остановимся на отдельных группах товара. Продажи бензиновых газонокосилок CAIMAN увеличились более чем на 50% (2020) и 46% (2021), бензиновых газонокосильных машин — в два раза от года к году. Большой интерес был проявлен к роботам-газонокосилкам, приобретение которых в 2020 году превысило на 100% 2019 год, а затем продажи шагнули еще на 30% за неполный 2021-й.
Связан ли этот рост с возросшей промо-активностью бренда, либо в России увеличивается доля потребителей, готовая платить за высокое качество?
Александр Маркин, основатель и владелец бренда CAIMAN, комментирует: «Безусловно, мы придаем значение рекламной активности. Но старт ей был задан гораздо раньше. Конечно же, в течение 2020 и 2021 годов большое значение уделялось продвижению в интернете, так как по объективным причинам пришлось ограничить привлечение покупателей в торговые залы. Хочу отметить, что причина роста не в этом. В последние годы мы видим тенденцию к повышению интереса к качественной профессиональной садовой технике. Люди, живущие на земле, становятся склонны к более комфортной работе, им важно получать от нее, помимо пользы, удовольствие. Конечно, земля продолжает кормить частника, но сегодня человеку все более важна эстетическая составляющая, чтобы окружающая территория выглядела красивой и ухоженной. При этом наиболее важное качество — эффективность. Многие люди нацелены на то, чтобы за короткий промежуток времени получить качественный результат».
Для того чтобы разобраться в текущей ситуации, ВЦИОМ по инициативе CAIMAN в августе 2021 провел специальное исследование. Выборка составляла 1600 респондентов, среди которых жители 80 регионов РФ, 500 городов и поселков городского типа, 100 сел.
Опрос был посвящен интересу россиян к жизни за городом, приобретению садовой техники, отношению к качественному оборудованию.
На момент исследования в семьях более половины респондентов (57%) был земельный участок, загородный дом, дача. В этой группе опрошенных каждый четвертый стал проводить там больше времени во время пандемии (26%). Наибольший интерес был выявлен у респондентов в возрасте от 35 лет и старше, значительно чаще остальных увеличение времени, проводимого на участке, отмечали жители Москвы и Санкт-Петербурга (37% против 27–29% таких ответов у жителей других городов).
Без чего можно и без чего нельзя обойтись на земле?
У 73% респондентов, семьи которых владеют участком, имеется специальная бензиновая, электрическая или аккумуляторная техника. Наиболее типичные виды садового оборудования — коса или триммер для скашивания травы (их имеют 55%), пила (39%), культиватор/мотоблок и газонокосилка. Интересно, что культиваторы и мотоблоки разделяют третье место с газонокосилками (по 26%).
Если в среднем косы/триммеры для скашивания травы и пилы имеют 55% и 39% россиян, имеющих участок, то среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга эти доли составляют 60% и 46%. При этом 44% из них имеют газонокосилки, тогда как в остальных городах и селах таких респондентов порядка 22–24%. Жители обеих столиц реже владеют культиваторами и мотоблоками (13%), тогда как в остальных городах владельцев такой техники 25%, а в селах — 33%.
Мы знаем, что удовлетворение основных потребностей неминуемо ведет к расширению их диапазона. Согласно цифрам исследования, такие категории, как снегоуборочные машины (их имеют 5% опрошенных), аккумуляторные и бензиновые опрыскиватели (4%), электрический кусторез или мотоножницы (3%), минитрактор/райдер (2%), роботы для кошения травы (2%), только начинают завоевывать популярность.
При этом в отдельных случаях мы видим тенденцию к высокой заинтересованности в подобной технике.
Александр Маркин, основатель и владелец бренда CAIMAN:
«Тренд последних полутора лет оказал большое влияние на рост интереса к профессиональным снегоуборщикам и садовым тракторам. Так, например, продажи снегоуборочной техники CAIMAN в 2021 году (до 31 августа) выросли более чем в три раза относительно всего 2020 года, категория садовых тракторов прибавила более 150%».
Таким образом, частные землевладельцы не только интенсивнее стали покупать садовые машины, но, по мере возможности, они все больше обращают внимание на высококачественное оборудование.
Данные опроса говорят, что значительная доля респондентов совершила последнюю покупку садовой техники в период пандемии — таких 27%, что превышает треть от всех респондентов, совершавших покупки среди имеющих участки. При этом от полутора до трех лет назад последний раз покупали технику 19%, 3–5 лет назад — 8%, а более 5 лет назад — 16%. С 2020 года технику чаще покупали жители Москвы и Санкт-Петербурга, опрошенные в возрасте 35–59 лет, работающие и имеющие хорошее материальное положение.
Согласно исследованию ВЦИОМа, основной критерий выбора техники — качество материалов и сборки. На это в первую очередь обращает внимание половина респондентов, имеющих землю. И это вполне объяснимо, так как люди все больше устают от продукции с коротким сроком службы, заполнившей прилавки в последние годы. Совершая повторную покупку, человек осознанно выбирает качественный товар. По результатам опроса, почти каждый третий покупатель предпочитает оборудование, с которым прежде всего удобно работать. Более половины опрошенных отдают предпочтение более качественной садовой технике, даже если она стоит дороже (57%). И только треть — более бюджетной.
Комментирует Алексей Верижников, PhD, руководитель консалтингового направления ВЦИОМ:
«В пандемию дачи и загородные дома для многих стали своего рода Ноевым ковчегом — убежищем, в котором можно „переплыть” подзатянувшуюся невзгоду. Требования к загородной недвижимости постепенно меняются, и пандемия послужила дополнительным драйвером для усиления запроса на современное, комфортное, хорошо оборудованное пространство для работы и отдыха за городом, в котором должен быть и компьютер, и кофеварка, и газонокосилка. Происходит инвестирование в надежность. А при потенциальной опасности любых взаимодействий работоспособность и долговечность техники приобретает еще большее значение. Поэтому логичнее купить качественную и не самую дешевую технику. Хорошая газонокосилка — это своего рода символ достижения желанного стиля загородной жизни с иным уровнем комфорта, равно как и залог душевного спокойствия: как бы ни бушевали волны снаружи, мой ковчег устойчив и любим».