К взрывам в метро привлекли последнего
Судят участника террористической атаки 2010 года
2-й Западный окружной военный суд приступил к рассмотрению уголовного дела уроженца Дагестана Магомеда Нурова, причастного, по данным правоохранителей, к взрывам на двух станциях московского метро — «Лубянке» и «Парке культуры», совершенным смертницами 29 марта 2010 года. Тогда в общей сложности погиб 41 человек. На сегодняшний день подсудимый — единственный из оставшихся в живых участников террористической атаки, поскольку все остальные были уничтожены в результате спецопераций, проведенных ФСБ в 2010–2013 годах. Участие в резонансном преступлении Магомеда Нурова заключалось в том, что он после взрывов перевез в лес боевика Гусена Магомедова, который сопровождал двух смертниц, совершивших самоподрывы в подземке.
В окружном военном суде выступил прокурор, изложивший суть обвинения. После этого было решено, что первыми будут допрошены пострадавшие в терактах и родные погибших. Все последующие заседания будут проводиться в Кунцевском суде Москвы. Как сообщила пресс-секретарь окружного суда Ирина Жирнова, выездная сессия там организована из-за нехватки свободных залов. При этом госпожа Жирнова выразила надежду, что к прениям и оглашению приговора судебные слушания вернутся в здание 2-го Западного окружного военного суда. Первое заседание в нем, кстати, прошло при большом стечении представителей СМИ.
Как уже сообщал “Ъ”, Магомед Нуров был задержан в ноябре 2020 года спецназом ФСБ в Хасавюртовском районе Дагестана. Затем под усиленной охраной его доставили самолетом в Москву, где следователь ГСУ СКР предъявил ему обвинение по п. «б» ч. 3 ст. 205 УК РФ (террористический акт, повлекший умышленное причинение смерти человеку).
Магомед Нуров признал вину частично. Он утверждает, что всего лишь подвозил Гусена Магомедова в лес по его просьбе, но о причастности последнего к терактам в московском метро ничего не знал. Судя по поведению в суде, Магомед Нуров будет и на процессе придерживаться этой позиции и рассчитывает на не слишком строгое наказание, особенно с учетом того, что до момента задержания он успел стать отцом семерых детей. При этом отметим, что предъявленное ему обвинение предусматривает максимальное наказание в виде пожизненного лишения свободы.
Как сообщалось ранее, Магомед Нуров на сегодняшний день — единственный из оставшихся в живых организаторов и исполнителей терактов, совершенных на станциях метро «Лубянка» и «Парк культуры» в марте 2010 года. Большинство боевиков были уничтожены при задержании спецназом ФСБ еще в 2010–2013 годах. Тот же Гусен Магомедов был убит в феврале 2013 года, когда попал в засаду, устроенную сотрудниками ФСБ в полутора километрах от села Кадиркент Сергокалинского района Дагестана. Зная, что на снисхождение рассчитывать не придется, Магомедов первым начал стрелять по чекистам из пистолета, после чего и был уничтожен ответным огнем. Как было установлено следствием, он являлся участником «Новокостекского джамаата» (базировался в селении Новый Костек Хасавюртовского района), входившего в террористический «Имарат Кавказ» (деятельность обеих организаций в России запрещена).
Непосредственно взрывы 29 марта 2010 года на станциях метро Сокольнической линии, по данным правоохранительных органов и спецслужб, организовал лидер новокостекской бандгруппы Магомедали Вагабов. В его группировку входили уроженцы Дагестана Гаджи Алиев, Ахмед Рабаданов, Али Исагаджиев, Шамиль Магомеднабиев (Усман), Мурад Щащаев (Альбара) и Гусен Магомедов. Для совершения терактов в качестве смертниц ими были привлечены Марьям Шарипова и Джаннет Абдуллаева.
Девушки доехали на рейсовых автобусах до Москвы с уже надетыми на тело поясами шахида. В дороге их сопровождали Али Исагаджиев и Гусен Магомедов. По прибытии в столицу мужчины сопроводили смертниц до платформ метро и усадили в вагоны. Шарипова, являвшаяся женой лидера боевиков Вагабова, взорвала себя на «Лубянке» — ее сопровождающим был Али Исагаджиев. Абдуллаева, которую сопровождал Гусен Магомедов, совершила самоподрыв на «Парке культуры». В результате в общей сложности погиб 41 человек, еще около девяноста получили ранения.
Как сообщал ранее “Ъ”, бандформированию, подготовившему и осуществившему теракты, покровительствовал полковник Гази Исаев, в свое время возглавлявший полицию Кизлярского района Дагестана. Следствие уверено, что именно он отвез одну из смертниц на автовокзал, откуда та была переправлена в Москву. Об этом московские следователи узнали от одного из террористов, отбывающего пожизненный срок. В результате полковника полиции задержали и в ноябре 2020 года доставили в Москву. Ему предъявили обвинение по ч. 3 ст. 210 (участие в преступном сообществе), ч. 3 ст. 209 (бандитизм) и ч. 3 ст. 205 (террористический акт) УК РФ. Следствие по его делу продолжается. Вины Гази Исаев не признает.