Новая инверсия ОФЗ
Короткие госбумаги стали доходнее длинных
Ставки на рынке гособлигаций закрепились выше уровня 8% годовых, обновив максимумы за полтора года. После решения ЦБ о повышении ключевой ставки доходности выросли на 0,4–0,6 процентного пункта. Причем по среднесрочным выпускам ставки превысили уровень длинных бумаг, что на российском рынке свидетельствует о временном характере инфляции и высоком уровне ставок.
По данным Reuters, 26 октября доходность длинных ОФЗ поднималась до отметки 8,09% годовых, максимума с 20 марта 2020 года. С начала недели ставки по этим бумагам выросли на 0,2–0,24 процентного пункта (п. п.). Более существенный (на 0,3–0,4 п. п.) рост доходности отмечался в среднесрочных ОФЗ — до 8,1–8,2% годовых. С учетом подъема в пятницу рост доходностей госбумаг составил 0,4–0,6 п. п.
Таким образом участники рынка отыгрывают неожиданное решение ЦБ повысить ключевую ставку сразу на 0,75 п. п., до 7,5%. Рынок ожидал подъема лишь на 0,25–0,5 п. п. (см. “Ъ” от 23 октября). Одновременно регулятор повысил оценку среднегодового уровня ключевой ставки в следующем году до 7,3–8,3%. Это решение «сигнализировало рынку о готовности регулятора увеличить ставку на ближайших заседаниях до 8–8,5%», отмечает старший экономист банка «ФК Открытие» Максим Петроневич.
Жесткость действий российского регулятора привела к продажам госбумаг иностранными инвесторами. По данным Национального расчетного депозитария, в минувшую пятницу нерезиденты сократили вложения в ОФЗ более чем на 10 млрд руб., в понедельник — еще на 7,5 млрд руб. Это в три раза выше оттоков в предыдущие две недели. По данным главного экономиста ING Дмитрия Долгина, основные продажи сконцентрированы в среднем отрезке кривой, сроком 4–7 лет, и точечно — на длинном отрезке 13–14 лет. «Нерезиденты смотрят не только на действия Банка России, но и на глобальную картину, которая складывается пока не в пользу долгового рынка»,— поясняет господин Долгин.
В результате роста ставок произошла инверсия кривой ОФЗ — по облигациям срочностью 3–5 лет доходность сейчас выше, чем по более длинным бумагам. Это важный индикатор для развитых рынков, свидетельствующий о предстоящей рецессии. «Инверсия кривой доходности демонстрирует, что рыночные игроки ожидают наступления событий, когда ФРС будет смягчать политику и понижать ставки, что зачастую случается именно в кризис»,— отмечает господин Петроневич.
Наблюдаемая на российском рынке инверсия является результатом «словесных интервенций» ЦБ и отражает ожидания рынка того, что ужесточение денежно-кредитной политики имеет временный характер, считают аналитики.
«В российских реалиях инверсия кривой ОФЗ говорит лишь об ожиданиях снижения инфляции и ставок в долгосрочной перспективе. О рецессии в экономике этот индикатор не сигнализирует»,— отмечает Дмитрий Монастыршин. Величина инверсии невелика, что, по мнению Максима Петроневича, отражает степень неуверенности рынка в факторах высокой инфляции.
До конца года аналитики ждут еще одного повышения ключевой ставки и роста доходности ОФЗ срочностью до трех лет до 8–8,5% годовых. «По мере включения в доходности ОФЗ ожиданий по ключевой ставке выше 8% стоит ожидать коррекционного движения, особенно в выпусках со сроками погашения более пяти лет»,— говорит начальник аналитического управления банка «Зенит» Владимир Евстифеев. На данном горизонте, по его мнению, доходности выглядят привлекательно, особенно с учетом намерений ЦБ проводить жесткое таргетирование инфляции.