Россию и Норвегию объединяют война и Арктика
Сергей Лавров в Трёмсе обсудил проблемы двусторонних отношений и всего региона
Глава МИД РФ Сергей Лавров посетил Норвегию, где встретился со своей новой коллегой Анникен Хюитфельдт и принял участие в заседании Cовета Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР). В отсутствие связей с НАТО и в условиях деградации отношений с Евросоюзом двусторонние контакты с западными странами и работа в рамках деполитизированных региональных форматов приобретают для Москвы особое значение.
Сергей Лавров начал двухдневный визит в Трёмсе со знакомства со своей новой норвежской коллегой Анникен Хюитфельдт. Менее похожих друг на друга собеседников трудно себе представить. Он в системе МИДа 49 лет, из них 17 — на посту министра иностранных дел. Она где только не работала: была научным сотрудником в исследовательском фонде, неоднократно избиралась в норвежский парламент, занимала посты министра по делам детей и равноправия, министра культуры, министра труда и социальной интеграции. Министерство иностранных дел Анникен Хюитфельдт возглавила менее двух недель назад.
Отсутствие опыта в дипломатии, однако, не помешало норвежке грамотно выстроить взаимодействие с российским коллегой. Их общение началось с совместного возложения цветов к памятнику советским воинам, погибшим в Норвегии в годы Второй мировой войны.
А перед началом официальных переговоров Анникен Хюитфельдт показала гостю необычную реликвию: табакерку, сделанную советскими военнопленными во времена Второй мировой войны, которая десятилетиями хранилась в семье министра.
По словам госпожи Хюитфельдт, «многие норвежцы хранят память о Второй мировой войне». «В том числе мой дед, он сидел в концлагере вместе с советскими солдатами и до конца жизни хранил об этом память»,— рассказала она и передала табакерку Сергею Лаврову.
Он был явно тронут таким жестом. «Искренне выражаю признательность вам, как делал это в контактах со всеми моими норвежскими друзьями, за то, как бережно норвежский народ, правительство хранят память о подвиге, когда Красная армия освободила Северную Норвегию»,— сказал Сергей Лавров. Он вспомнил, как в 2019 году по приглашению норвежской стороны участвовал в церемонии по случаю очередной годовщины освобождения Финнмарка в Киркенесе. В ней также принимали участие король Норвегии Харальд V, тогдашние премьер-министр Эрна Сульберг и глава МИДа Ине Мари Эриксен Сёрейде, другие высокопоставленные гости. «Самым главным было то, насколько трогательно жители Киркенеса, включая школьников, отмечали эту дату, и участвовали в мероприятиях. Это было пронзительно до слез,— поделился российский министр.— Церемония в Киркенесе, сегодняшняя встреча, наше участие в возложении венков к монументу в честь погибших бойцов Красной армии, как и эта реликвия,— все это говорит о том, что мы помним и чтим тех, кто отдал свои жизни за безопасность и независимость наших стран». Господин Лавров выразил надежду на то, что две делегации смогут сопоставить свои взгляды на то, «какими путями сегодня в этом очень непростом мире необходимо обеспечивать безопасность, независимо от того, какие идеологические предпочтения исповедует та или иная страна—член НАТО или Российская Федерация».
Выйдя к прессе после переговоров, Сергей Лавров констатировал, что между Россией и Норвегией есть разногласия, а также напомнил, что Норвегия входит в НАТО — «организацию, которую нельзя назвать другом России».
В то же время он рассказал, что призвал норвежскую сторону активизировать контакты в сфере безопасности, «поднять их на более высокий уровень», в том числе и на уровень министров обороны.
Оборонные ведомства двух стран плотно сотрудничали до 2014 года. Но после вхождения Крыма в состав России НАТО заморозило практическое взаимодействие с Москвой по военной линии, чему последовали и страны—члены альянса. Контакты между министерствами обороны России и Норвегии, а также другими силовыми ведомствами двух стран тоже свелись к минимуму. Сотрудничество продолжается лишь в области береговой охраны, пограничного контроля, поисково-спасательных работ. Существует прямая линия между Объединенным штабом Норвегии и Северным флотом РФ. Однако встреч на уровне министров обороны с 2013 года не было.
Судя по заявлению Сергея Лаврова, в Москве считают, что настала пора изменить ситуацию. Подчеркнув, что с НАТО как с организацией у России «никаких отношений» уже нет, он отметил: «Знаю, что норвежцы являются прагматичным народом. Надеюсь, что Норвегия, будучи членом Североатлантического альянса, будет действовать, полностью принимая во внимание важность взаимоотношений с Россией».
Из комментариев его норвежской коллеги не ясно, готовы ли в Осло оправдать расчет Москвы. На минувшей неделе новый глава Минобороны Норвегии Одд Рогер Эноксен заявил, что считает диалог с Россией важным и необходимым с точки зрения интересов своей страны. В то же время представители нового норвежского правительства дали понять, что о кардинальном пересмотре курса в отношении России, в том числе с точки зрения поддержки санкций, речь не идет. Сразу после встречи с Сергеем Лавровым Анникен Хюитфельдт провела телефонный разговор с госсекретарем США Энтони Блинкеном, после чего написала в Twitter: «США — наш самый важный союзник. Мы придерживаемся одинаковых позиций по ключевым темам».
Впрочем, главной целью визита Сергея Лаврова в Трёмсе были не двусторонние отношения, а региональные. Во вторник он принял участие в заседании Cовета Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР). Этот формат позволяет шести странам — России, Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии и Швеции — решать важные для региона практические задачи, несмотря на серьезные разногласия в других сферах. «А вопросы здесь, на севере, настолько сложные, по причине климата в том числе, по причине удаленности районов, что решать их можно только совместными усилиями. Это очень хороший пример, когда есть конкретные дела, которые мы хотим решать, чтобы жить нормально. Никаких идеологий и никакой геополитической борьбы никто не затевает»,— заявил в Трёмсе Сергей Лавров.
Как уточнили в МИД РФ, в ходе встречи подведены итоги работы организации за период норвежского председательства в СБЕР в 2019–2021 годах.
Прогресса удалось добиться в таких областях, как
защита окружающей среды и борьба с изменением климата,
сотрудничество в сфере здравоохранения и восстановление от последствий пандемии COVID-19,
приграничные экономические и транспортные связи,
обеспечение прав коренных народов,
молодежные обмены.
По итогам сессии министры приняли декларацию о планах на будущее и план действий для Баренцева сотрудничества в связи с изменениями климата. Кроме того, дипломаты утвердили уставный документ Баренцева финансового механизма, запуск которого намечен на 2022 год. Предполагается, что этот новый инструмент позволит выделять стартовый капитал для поддержки малобюджетных трансграничных проектов регионального значения. Председательство в СБЕР на ближайшие два года перешло к Финляндии. В 2023 году организацию возглавит Россия.