Facebook смодерировал скандал
Что ждет компанию из-за череды громких обвинений и разбирательств
Марк Цукерберг отбивается от критики журналистов и призывает к законодательным реформам на фоне скандала вокруг «Досье Facebook». Очередной виток вопросов к корпорации вызвали документы, которые СМИ передала бывшая сотрудница компании. Судя по ним, Facebook знала, что недостаточно модерирует контент и влияет на ментальное здоровье аудитории, но не предпринимала попыток это исправить. Озабоченность по этому поводу высказали даже в Белом доме, а само руководство соцсети говорит о злонамеренной клевете. В чем конкретно обвинили Facebook? И ждут ли ее в ближайшее время законодательные санкции? Разбирался Григорий Колганов.
У американских СМИ за последние два месяца накопились десятки обвинений в сторону Facebook. Например, корпорацию упрекают в подростковых депрессиях и булимиях, поощрении фейков и дезинформации, в том числе от популярных блогеров и политиков. Кроме того, компания якобы продвигает риторику ненависти и терроризма ради лайков и репостов.
Все из-за утечки более 10 тыс. внутренних документов соцсети, которые журналистам передала бывшая сотрудница компании Фрэнсис Хауген. Она полагает, что корпорация знала, какой вред приносит обществу, но молчала об этом ради прибыли и роста. Скандал разгорелся настолько сильный, что Марку Цукербергу пришлось оправдываться перед собственными инвесторами: «Считаю, что крупные организации должны тщательно проверяться. Добросовестная критика помогает нам становиться лучше.
Но то, что мы видим — это скоординированная попытка выборочно использовать обнародованные документы, чтобы нарисовать ложный образ нашей компании.
При принятии решений нам необходимо найти баланс между свободой выражения мнений и блокировкой вредоносного контента, между обеспечением надежного шифрования для приватности и сотрудничеством с правоохранительными органами. Куда проще делать сенсации, мол, мы не хотим ничего решать и просто зарабатываем деньги».
Вопросы о чистоте намерений госпожи Хауген есть и у журналистов. Ее спонсируют конкуренты Facebook и активисты из Демократической партии США. И это только те связи, которые женщина признала публично.
Тем не менее на волне обсуждений Марк Цукерберг снова призывал к ужесточению регулирования социальных сетей со стороны государства. В Белом доме вроде и согласились с необходимостью реформ, но вряд ли какие-то решения будут приняты в ближайшей перспективе, сомневается старший корреспондент The Verge Алекс Хит: «Шанс, что американское правительство примет новое регулирование в отношении социальных сетей в ближайшее время невероятно мал. Из последних слушаний в Конгрессе можно сделать вывод, что политики только начинают осознавать реальное значение всей новой информации. Это не неотложное дело на повестке дня.
Большинство обсуждаемых решений только укрепят положение больших компаний и ущемят интересы небольших социальных платформ. В итоге Facebook может не потерять, а только сохранить и преумножить свое влияние».
В самой компании уже пригласили Фрэнсис Хауген обсудить, как сделать политику Facebook более ответственной и прозрачной. И это неудивительно, ведь рынок предсказуемо отреагировал на скандал: акции корпорации с начала сентября упали более чем на 15%. И такая динамика может продолжиться, предположил в эфире канала Yahoo Finance руководитель отдела интернет-исследований Evercore ISI Марк Мэхэйни:
«Мы уже отмечали Facebook как актив с проблемами. Последний квартальный отчет у них один из самых слабых за долгое время на фоне снижения рекламной выручки. При этом на инвесторов уже влияет скандал с утечками. Обратите внимание на показатель цена/прибыль. У Facebook он сейчас на 25% меньше, чем у Google, хотя и темпы роста, и рыночные возможности у них очень похожи. Инвесторы сигнализируют — нужно что-то делать, иначе падение продолжится. Сложно даже сказать, до каких отметок».
Но американские СМИ сомневаются, что Facebook станет менять свою политику модерации контента. Аналитики ожидают, что компенсировать имиджевые и финансовые потери руководство корпорации будет перетягивая внимание рынка на свои новые разработки.