«Дети ГУЛАГа» подали иск к Госдуме
Жертвы советских репрессий требуют выполнить постановление КС
Жертвы советских репрессий подали сегодня первый в истории России коллективный иск к Госдуме (ГД) о неисполнении постановления Конституционного суда (КС). Более 20 «детей ГУЛАГа», родившихся в ссылках, жалуются на бездействие парламентариев Верховному суду. Еще в 2019 году КС признал за ними «право вернуться домой», иными словами — получить жилье в том городе, откуда их родителей выселяли во время репрессий. Однако депутаты ГД «заморозили» один проект закона, а второй отклонили вовсе, напоминает представитель истцов, юрист Григорий Вайпан. Глава профильного комитета Госдумы Ярослав Нилов настаивает, что нижняя палата парламента не бездействует, а «совместно работает» над этим вопросом. Судья КС в отставке Тамара Морщакова сомневается, что Верховный суд примет такой иск, поскольку «подвергнуть уголовному или административному наказанию всю Госдуму нельзя».
Дети жертв советских репрессий — 23 человека в возрасте от 64 до 89 лет — подали сегодня первый в истории страны коллективный иск к Госдуме о неисполнении постановления Конституционного суда. Биографии истцов опубликованы на сайте спецпроекта «Право вернуться домой» (подготовлен «Мемориалом», который внесен в реестр иностранных агентов). Истцы обращаются в Верховный суд с требованием обязать депутатов прекратить «бездействие» и «незамедлительно» исполнить постановление КС 2019 года.
Тогда, напомним, за «детьми ГУЛАГа» было закреплено право на получение жилья в городах, откуда в период советских репрессий были выселены их семьи. Решение КС получило у юристов название «право вернуться домой» и имело широкий резонанс. Однако за два года Госдума так и не обеспечила стариков жильем, заявил «Ъ» юрист Григорий Вайпан, представляющий заявителей в Верховном суде: «Правительственный законопроект заморожен, поправки к нему не рассмотрены, а альтернативный законопроект отклонен».
«Замороженный» проект, напомним, был разработан Минстроем в 2020 году. Он фактически предлагал поставить жертв репрессий в конец общей очереди на льготное жилье. Многие юристы, политики и правозащитники критиковали законопроект за длительный срок ожидания в такой очереди — 25–30 лет.
Эксперты подчеркивали, что люди «вряд ли доживут» до получения квартир, а их родственники уже не смогут претендовать на жилье.
Тем не менее правительство РФ одобрило законопроект Минстроя и внесло его в Госдуму, он был принят в первом чтении. Альтернативный проект параллельно внесли депутаты ГД Сергей Миронов и Галина Хованская. Он предусматривал «приоритетный порядок» получения жилья для «детей ГУЛАГа» по аналогии с ветеранами Великой Отечественной или ликвидаторами аварии на Чернобыльской АС. Обратить внимание на проект и «незамедлительно» его принять председателя Госдумы Вячеслава Володина в октябре 2020 года просили 110 московских депутатов.
«Мы больше не можем ждать, время идет, люди умирают»,— объяснил подачу иска в Верховный суд господин Вайпан. Он отметил, что для подачи иска требовалось не менее 20 заявителей — такое количество позволяет выступать в суде от имени всех, кто столкнулся с аналогичной проблемой. Ранее, в ходе обсуждения проблемы в Общественной палате РФ, сообщалось, что постановление КС затрагивает около 1,5 тыс. человек.
Описанные в иске 23 истории «детей ГУЛАГа» доказывают, по мнению господина Вайпана, что парламент как административный ответчик «не обеспечил незамедлительное исполнение постановления Конституционного Суда». Он пояснил, что истцы добиваются возвращения в Москву, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Крым, Орловскую область, Ростовскую область, Ставропольский край.
Один 74-летний истец умер незадолго до подачи иска. А восьмерым заявителям уже после решения КС было отказано даже в очереди на жилье.
«Региональные и местные органы власти указывают на отсутствие специального нормативного обеспечения права реабилитированных лиц и членов их семей возвращаться в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий, то есть на отсутствие федерального законодательного регулирования»,— сказано в иске. Это в свою очередь является «бездействием Государственной думы», которое истцы требуют признать «незаконным» и просят ВС РФ «обязать» парламент «незамедлительно» принять поправки.
Председатель комитета Госдумы по социальной политике Ярослав Нилов (ЛДПР) считает, что жертвы репрессий вправе жаловаться в суды на Госдуму. Тем не менее он не видит «совместную работу над законопроектом предметом рассмотрения в суде». «Я не могу в данном случае представлять интересы Госдумы, но как председатель ответственного за этот законопроект комитета могу сказать, что он прошел процедуру первого чтения и готовится к второму»,— сказал «Ъ» господин Нилов, затруднившись, впрочем, назвать даже приблизительные сроки второго рассмотрения законопроекта. По его мнению, постановление КС было исполнено — ведь суд обязал правительство внести законопроект в Госдуму, «и он был внесен, рассмотрен и принят в первом чтении». «С учетом того, что есть вопросы, дискуссия, идет процесс по сближению позиций, работа продолжается»,— добавил Ярослав Нилов.
Неясно, чье именно бездействие оспаривают «дети ГУЛАГа», ведь Госдума — коллегиальный орган, который нельзя оштрафовать или посадить в тюрьму, указывает судья КС в отставке Тамара Морщакова.
В этом смысле у иска больше возможностей «сыграть роль политической акции», но едва ли много шансов на рассмотрение в Верховном суде, полагает госпожа Морщакова.
Она подчеркнула, что в законодательстве предусмотрена уголовная или административная ответственность за неисполнение решений КС, однако — для конкретных лиц, а не для государственных институтов. «Без вины нет ответственности, а Госдума — это коллегиальный орган с иной природой отношений. Одни хотят внести вопрос в повестку, другие — нет, и кто должен отвечать за это? Подвергнуть уголовному или административному наказанию всю Госдуму нельзя»,— поясняет судья в отставке. Госпожа Морщакова подчеркнула, что в России еще никогда никого не привлекали к ответственности за неисполнение решения Конституционного суда, однако сама проблема неисполнения таких решений КС «существует много лет».
Григорий Вайпан надеется, что иск привлечет внимание и к проблеме игнорирования постановлений КС. По данным самого суда, парламент не исполнил 35 таких решений, затягивая реализацию «более чем на десять лет». «Сам КС не имеет по закону полномочий контролировать исполнение своих собственных решений, и мы используем новый, беспрецедентный, но юридически абсолютно корректный ход — оспариваем бездействие Госдумы в Верховном суде»,— пояснил господин Вайпан. Он отметил, что подача коллективного иска приурочена к трем важным датам: Дню памяти жертв политических репрессий 30 октября, 30-летию закона «О реабилитации жертв политических репрессий» и 30-летию Конституционного Суда.