Украшение кризиса
Объем продаж ювелирных изделий вырос на треть за год
По итогам трех кварталов 2021 года оборот российского ювелирного рынка достиг 205 млрд руб., что на 35% превышает прошлогодний результат и на 26% показатель 2019 года. Причина — увеличение средних цен на изделия из-за роста биржевых котировок золота. Участники рынка ждут сохранения положительной динамики до конца года, надеясь, что эффект отложенного спроса от грядущего закрытия магазинов совпадет с предновогодним ажиотажем.
Продажи ювелирных изделий в России по итогам января—сентября 2021 года выросли на 35%, до 205 млрд руб., год к году. Относительно января—сентября 2019 года оборот рынка увеличился на 26%. Такие данные “Ъ” предоставили в аналитическом центре Sokolov. В натуральном выражении продажи ювелирных изделий за первые девять месяцев 2021 года увеличились на 10% год к году, но отстают от уровней двухлетней давности на 7%. Как поясняют в Sokolov, рост рынка в деньгах обусловлен увеличением средних цен на 20% год к году и на 35% к январю—сентябрю 2019 года на фоне роста биржевых котировок на золото до исторических максимумов. По подсчетам аналитиков, в структуре выручки ювелирных сетей 60% приходится на изделия из золота, 35% — из серебра. В Sokolov добавляют, что на фоне снижения биржевой стоимости золота цены в ювелирной рознице уже замедлили рост до 10–15% год к году.
241,42 миллиарда рублей
был оборот ювелирного рынка РФ в 2020 году, согласно Гильдии ювелиров России.
Гендиректор сети «585*Золотой» Алексей Феликсов говорит, что в целом спрос на ювелирную продукцию стабилизировался после прошлогодних ограничений в связи с COVID-19, скачков курсов валют и роста биржевых цен. Но, по его словам, покупательский трафик в сети остается ниже уровня 2019 года на 35%, а рост среднего чека на 20% не компенсирует эту динамику. В Miuz Diamonds говорят, что продажи за первую половину года выросли на 110% в деньгах год к году и на 40% относительно уровня 2019 года.
С введением в России режима нерабочих дней с 30 октября по 7 ноября из-за ухудшения ситуации с COVID-19 работа ювелирных магазинов, как и другой непродовольственной розницы, должна приостановиться. В Москве ограничения действуют с 28 октября по 7 ноября, при этом непродовольственным магазинам разрешается онлайн-торговля. Управляющий партнер Sokolov Артем Соколов ждет, что в результате традиционный пик спроса перед новогодними праздниками в этом году может совпасть с отложенным спросом, сложившимся за период закрытых магазинов. А доля онлайн в ювелирной рознице на этом фоне может вырасти с нынешних 15% до 17–20%, прогнозирует он. По прогнозам Sokolov, по итогам года оборот всего рынка может вырасти на 10%, до 270 млрд руб.
Гендиректор гильдии ювелиров России Эдуард Уткин говорит, что эффект отложенного спроса будет зависеть от длительности закрытия магазинов.
К примеру, простой в несколько дней рынок вряд ли заметит, а в прошлом году розница в ряде регионов не работала два-четыре месяца, отмечает он. По словам господина Уткина, рост доли онлайн прежде всего поддержит бизнес производителей ювелирных изделий и крупных сетей с широким ассортиментом.
Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров согласен, что ювелирная розница может снова рассчитывать на приток покупателей и рост их расходов. По его словам, россияне, видимо, еще не потратили все сэкономленные в 2020 году средства. А расходы на туристические поездки будут меньше, чем могли бы быть, так как, несмотря на открытые границы с рядом стран, на ключевых направлениях цены на авиабилеты и отели растут, а необходимость представления QR-кодов не устраивает часть потенциальных путешественников, отмечает эксперт. Кроме того, продолжает господин Бурмистров, ряд товаров длительного пользования, например автомобили или дорогие модели смартфонов, остаются малодоступными из-за производственных и логистических ограничений.