Лекарства доставят из песочницы

Эксперимент по онлайн-продаже рецептурных препаратов заинтересовал ритейлеров

В эксперименте по онлайн-продаже рецептурных лекарств, который может запуститься в трех регионах на базе Ozon, хотят поучаствовать еще ряд крупных игроков. Заявку на участие подал «Вкусвилл», а интерес проявляют в «Яндекс.Маркете», «AliExpress Россия» и «Магните». Участники фармрынка предупреждают, что сегмент рецептурных лекарств — низкодоходный, а спрос на доставку может быть небольшим.

Фото: Наталья Макарова, Коммерсантъ

«Вкусвилл» заинтересовался участием в эксперименте по онлайн-продаже рецептурных лекарств, рассказали “Ъ” источники, знающие о таких планах. В АНО «Цифровая экономика» (дает заключения об участии в экспериментальных правовых режимах, так называемых песочницах) подтвердили, что получили предварительную заявку «Вкусвилла» на участие в проекте. Во «Вкусвилле» заявили “Ъ”, что обсуждали такую возможность, а сейчас в эксперименте не участвуют.

Эксперимент по дистанционной продаже рецептурных препаратов пока не запущен. В июне Минэкономики опубликовало законопроект о его проведении в Москве, Подмосковье и Белгородской области. Согласно документу, онлайн-торговля не должна распространяться на наркотические, психотропные и сильнодействующие лекарства, а также препараты с более чем 25% этилового спирта в составе. Гендиректор DSM Group Сергей Шуляк поясняет, что доставка рецептурных лекарств станет доступна только для тех игроков, которые наладят у себя работу программного обеспечения для обработки электронных рецептов. В АНО «Цифровая экономика» ожидают начала эксперимента в 2022 году.

Инициатором запуска эксперимента был Ozon, а о других потенциальных участниках известно не было.

По словам источника “Ъ” на рынке, интерес к проекту также проявляли «Яндекс.Маркет» и «Сбермаркет». В «Яндексе» заявили “Ъ”, что «Яндекс.Маркет» активно прорабатывает возможность участия в эксперименте и технологически платформа к этому готова. Участие маркетплейсов в проекте станет стимулом для ускоренного роста фармацевтического сегмента e-commerce, отметили там. Об интересе к эксперименту также говорят в «AliExpress Россия» и «Магните». В Сбербанке отказались от комментариев.

В Минэкономики сообщили “Ъ”, что о расширении списка участников эксперимента до того, как будет готов окончательный проект программы, говорить преждевременно. Проект программы же будет готов после внесения соответствующего законопроекта, что должно произойти в ближайшее время, уточнили там. Пока законопроект находится на этапе публичного обсуждения, сроков окончания не установлено.

Доставка безрецептурных лекарств в России была разрешена в мае 2020 года, хотя участники рынка просили власти об этом с 2015 года. Первоначально к дистанционной торговле могли подключиться только аптечные сети с не менее чем десятью точками, собственным сайтом для заказа и оплаты лекарств и помещениями для хранения заказов. В июне 2021 года ограничение в десять аптек было снято и сетям разрешили вступать в партнерства с агрегаторами и маркетплейсами для доставки (см. “Ъ” от 1 июня). «Вкусвилл» также запустил онлайн-витрину с безрецептурными лекарствами этим летом.

Как отмечает Сергей Шуляк, доставка рецептурных лекарств вполне может дать определенную синергию маркетплейсам, поскольку у них уже есть аудитория, привыкшая покупать все товары в одном месте.

Исполнительный директор «Оборот.ру» Иван Кургузов говорит, что для крупных компаний участие в эксперименте — возможность «прощупать» процессы, чтобы понять, готовы ли они инвестировать существенно в это направление и будет ли отдача. По его словам, есть риски, что проект может оказаться сопряжен с технологическими трудностями, например в части работы электронных рецептов.

Гендиректор сети «36,6» Александр Кузин считает, что внедрение электронного рецепта и доставки рецептурных препаратов должно идти последовательно, а появление лишнего звена, например в виде курьеров, только приведет к росту стоимости лекарств. Собеседник “Ъ” на фармацевтическом рынке добавляет, что сегмент рецептурных лекарств почти весь представлен препаратами с фиксированной наценкой, а значит, издержки на курьеров и рекламу невозможно будет покрыть за счет их оборота. Кроме того, в Москве нет проблем с доступностью лекарств и аптек, и не факт, что доставка рецептурных препаратов будет такой востребованной, как ожидают потенциальные участники эксперимента, указывает он.

Дмитрий Шестоперов, Александр Осипов

Вся лента