Вселенная в миниатюре сумки
Проект Lady Dior As Seen By
В постмодернистском мире возможно все. Логотип DHL может стать не лейблом на униформе сотрудника, а модным заявлением (Vetements), худи с логотипом PlayStation — продаваться дороже самой PlayStation (Balenciaga). Ну а предметы из мира моды и люкса способны становиться искусством. Так, уже два десятка лет назад Montblanc придумал создать коллекцию искусства, объединенную логотипом бренда,— он должен быть задействован в каждой работе, созданной по заказу фонда компании. Том Сакс, Вонг Гуандзи и другие художники с именем мастерски с задачей справились. Сумки Louis Vuitton становились холстом для таких знаменитых художников, как Кунс, Кусама или Принс. Предметы из The Masters Collection расходились на ура. Подобные проекты можно перечислять и дальше. Один из самых успешных, отмечающих в этом году десятилетие, инициирован Dior. Сейчас выставка Lady Dior As Seen By проходит в фонде Ruarts.
«Сажа», сумка Lady Dior в исполнении Евгения Оззика (0331C)
Фото: © HELENA BOUTKO
Началось все в 2011 году, именно тогда художникам и фотографам предложили поработать с сумкой Lady Dior как с темой. А по желанию — и как с материалом. Саму сумку в произведениях используют нечасто, но есть исключения. Например, среди представленных работ 2021 года на выставке в Ruarts объект от стрит-арт-художника 0331С (Евгения Оззика). Он решил сумку обуглить и процарапать по саже знаменитую плетенку — каннаж. Всего новых художников, создавших работы для московской выставки, семь. Предложил их Dior фонд Ruarts. Сама практика того, что площадка, в сотрудничестве с которой проходит выставка, выбирает мастеров, не нова, но количество — исключительно. Можно на выставке увидеть и работы российских художников, участвовавших в проекте в прошлые годы,— Ольги Солдатовой и группы Recycle.
Одна из работ арт-группы Recycle
Фото: © LADY DIOR AS SENN BY Recycle Group
«Сумка-ёж», арт-группа Recycle
Фото: © LADY DIOR AS SENN BY Recycle Group
Исключительна Lady Dior As Seen By даже не разнообразием, не числом работ (притом что на четырех этажах Ruarts лишь часть созданного за годы), не звездными именами, а тем, что художникам дают полную свободу. Эту полную свободу бренды нередко декларируют, но с оговорками: без политики, без религии, без острых социальных тем. Так создается легкое искусство и легкие выставки. Lady Dior As Seen By — не из их числа. Это проект очень легкий для восприятия, но он затрагивает и трудные темы — поднимаясь на уровень серьезного искусства.
Фрагмент экспозиции в Ruarts Foundation
Фото: © Alexander Emauz
«Посвящение Аун Сан Су Чжи» Мунира Фатми — яркий тому пример. Сумка, сплетенная из колючей проволоки. Аун Сан Су Чжи — фигура знаковая. Политик, 15 лет провела под домашним арестом, стала главой родной Мьянмы, а еще за свою борьбу — лауреатом Нобелевской премии мира. О ней снимал фильм Люк Бессон, песню ей посвятили U2. В результате военного переворота ее убрали с поста главы страны и снова арестовали. Сейчас над 76-летней Аун Сан Су Чжи идут судебные процессы.
«Посвящение Аун Сан Су Чжи» Мунира Фатми и работа Рувена Афанадора (на заднем плане)
Фото: Анна Минакова
На фото другого участника выставки Рувена Афанадора — черная сумочка Dior рядом с сидящим человеком в черном корсете. Сначала наши стереотипы диктуют: в корсете должна быть женщина. Но нет. Это знаменитый корсетный мастер Габриель Можино в созданном им же корсете с мотивом каннаж. Две другие — более провокационные — фотографии на московскую выставку не попали.
Lady Dior As Seen By — вообще эдакая вселенная в миниатюре сумки. Срез актуальных тем последних 10 лет — напоминание и о крупных арт-проектах. Вот, к примеру, бельгиец Арне Кинз, знаменитый своими масштабными инсталляциями из досок. Для Dior он создал такую в миниатюре. А Элис Андерсон в своей фирменной манере обмотала каркас сумки медной нитью.
Девушка, идущая с красной сумкой Dior по улице с пагодой на заднем плане,— сюжет фото Стива Маккарри. Казалось бы, что тут провокационного? Но выставлять эту работу нельзя в азиатских странах. Дело в том, что одета героиня в костюм девушки легкого поведения.
Работа Стива Маккарри
Фото: © LADY DIOR AS SEEN BY Steve McCurry
«Шопинг Меркурия», Саймон Проктер
Фото: © LADY DIOR AS SEEN BY Simon Procter
Своеобразная метафора всего проекта — в работе Саймона Проктера «Шопинг Меркурия». На ней изображен бог торговли, летящий куда-то с сумкой Lady Dior на предплечье. Улыбнуться, задуматься, вспомнить — это все о Lady Dior As Seen By, то есть «Lady Dior, как ее воспринимают…». И это «seen by» — не только о том, кто из художников и фотографов как увидел легендарную сумку. Это еще и интересный личный опыт каждого зрителя.