Малый бизнес отделил карты от банков
Небольшие предприятия не оценили банковские программы лояльности
Несмотря на большое проникновение безналичной оплаты в сегменте малого и среднего бизнеса (МСБ), только 10% предприятий МСБ участвуют в программах лояльности банков, свидетельствуют данные «Сколково». По мнению экспертов, привлекать в эти программы МСБ банкам невыгодно из-за невысоких оборотов предпринимателей, а сами торговцы значительно больший эффект видят в собственных скидках и бонусах, чем в совместной работе с банкирами. Впрочем, большинство МСБ готовы платить за эквайринг, чтобы обеспечить возможность безналичных расчетов клиентам.
Согласно исследованию «Сколково» «Рынок платежей-2021…», 89% розничных предприятий малого и среднего бизнеса принимает безналичные платежи. За последние годы этот показатель вырос на 45%. При этом у ресторанов и кафе, а также розничной торговли и аптек он превышает 90%. Наименьший процент у МСП, предоставляющих услуги населению: ремонт, химчистка, салоны красоты и т. п.,— всего 72%. По словам руководителя межведомственной рабочей группы Ассоциации банков России по выработке согласованных решений и практическому определению направлений оптимизации размеров комиссии эквайринга Алексея Маслова, платежная инфраструктура в последние годы в стране развивается ускоренными темпами.
При этом стоит отметить, что снижение эквайринговой комиссии (см. “Ъ” 27 октября) МСБ считают самым незначительным поводом для снижения цены на свой товар — 36%. Наиболее значимым 82% компаний назвали снижение себестоимости товара, 46% — необходимость распродать остатки, 39% — снижение арендной платы. Текущие банковские комиссии считают приемлемыми от 59% опрошенных в рамках исследования МСБ в сегменте «розничная торговля» до 72% — «рестораны и кафе», а то, что выгода от приема карт превышает издержки на эквайринг, отмечают от 52% до 67%.
Однако, несмотря на такое лояльное отношение малого бизнеса к безналичному способу оплаты, согласно исследованию, в программах лояльности банков участвуют лишь 10% МСБ.
Как считает глава Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов Виктор Достов, это объясняется тем, что программы лояльности банков недостаточно удобны. «Обычно банки пишут на своем сайте, присылают сообщение по почте или в мобильном приложении, что такое-то ТСП включилось в программу лояльности. Но десятки и сотни раз заучивать, где какая акция, клиент банка не может и не будет,— говорит он.— А придумать какой-то механизм, который бы, например, при помощи геолокации указывал клиенту, что он проходит мимо ТСП, в котором у него скидка, пока не научились». По мнению эксперта, самим магазинам акции банков тоже продвигать не очень интересно: нет заметного влияния на клиентский поток. «И если у больших магазинов еще есть определенные возможности для эффективного сообщения об акциях клиенту, то малому бизнесу это совсем не нужно — к ним никто не пойдет только из-за акции банка»,— уверен Виктор Достов.
По словам независимого эксперта на рынке электронных платежей Андрея Вылегжанина, из исследования ясно, что программы лояльности банков по приему безналичных платежей не представляют собой большого интереса для МСБ. «Чистый комиссионный доход от эквайринга МСБ невысок, так как бизнес этих компаний не сопровождается большими объемами продаж в целом и по картам в частности,— говорит он.— Банки просто не располагают необходимыми финансовыми излишками, чтобы предоставить ТСП высокий уровень мотивации». МСБ стоит принимать карты в первую очередь просто потому, что этого требуют покупатели и это содействует росту продаж, заключает он.
Альтернативный канал безналичной оплаты — система быстрых платежей ЦБ (СБП) — вопрос времени, указывает Виктор Достов.
«Пока магазинам продвигать этот способ платежа нет большого смысла: в торговой наценке и комиссия по СБП, и комиссия по эквайрингу составляют совершенно незначительный процент. Магазину проще самому сделать скидку 5–10%, чем предлагать новый способ оплаты»,— говорит он. «Но сейчас все начинают все больше экономить, и рано или поздно разница между эквайринговой комиссией и комиссией в СБП станет критичной для ТСП и тогда она выстрелит,— уверен он.— В конце концов, нужно подождать, пока покупатели сформируют привычку платить через СБП. Тогда и переводы через кошельки или с карты на карту для оплаты товаров уйдут в прошлое». По мнению Андрея Вылегжанина, банкам сложно стимулировать компании МСБ отказаться от приема серых платежей. «По-настоящему действенные инструменты "кнута и пряника" находятся в ведении госорганов»,— заключает он.