Спекулятивные миры
Проект Rhizome и Hyundai
Цифровой аквариум и телесная «формовка», встреча животных с роботами и традиции русской иллюстрации — элементы новой выставки «Мир на проводе» (World on a Wire), которая до 12 декабря заняла пространство Hyundai Motorstudio на Новом Арбате. Экспозиция современного цифрового искусства, созданная в сотрудничестве с Rhizome — художественной организацией под эгидой нью-йоркского Нового музея,— ранее прошла в Пекине и Сеуле, но в Москве предстает в чуть ином варианте.
Третий и заключительный выпуск «Мира на проводе», дебютировавшего в этом году в Китае и Южной Корее, а также онлайн на worldonawire.net, продолжает при поддержке музея современного искусства «Гараж» рассказывать о симуляциях и цифровых возможностях — с новыми художественными деталями и дополнительной программой. Как и ранее, по замыслу кураторов на выставке собраны работы, которые заставляют усомниться в различии реальности и ее репрезентации. Тео Триантафиллидис (США/Греция), например, основывает «Гармонию» на непрерывном взаимодействии диких животных и разумных машин. Другой американский художник, Табор Робак, в работе «Комната бабочек: особый выпуск» выводит экосистему новых биологических форм, используя генеративную анимацию.
Со своей стороны, Мария Федорова представляет серию сказок о влиянии COVID-19 на повседневную жизнь. В «Хронотопе пандемии» — веб-проекте и инсталляции — московская художница и дизайнер интерфейсов объединяет 3D-анимацию, традиции русской иллюстрации и зоотроп, устройство из докинематографических времен. Вместе с этими работами на первом этаже Hyundai Motorstudio экспонируют и плексигласовые скульптуры «Я — моя светлая память» Рейчел Россин (США). Их формы повторяют линии тела художницы, на поверхность нанесены изображения популярных игр, а взаимодействовать со всем этим предложено в дополненной реальности.
В публичной программе, совместной с Garage Digital, компьютерных игр тоже коснулись: как в предварявших выставку онлайн-дискуссиях с участием, например, Сары Кульман, так и в перформативной части, проникнутой вопросом: «Почему современный мир похож на GTA?» Вымышленные видеосюжеты в эстетике легендарной франшизы и будто вышедшие из нее же костюмированные персонажи захватили пространство галереи в рамках сайт-специфичного перформанса Hydrogen City Саши Пучковой и Ани Леоновой из дуэта Digital Object Alliance.
Название выставки взято из одноименного неонуара Райнера Вернера Фассбиндера 1973 года, опередившего время и окрещенного «первым фильмом в жанре киберпанк»: массовая компьютерная симуляция заставляет героя усомниться в собственном восприятии мира и сойти с ума. Как отмечают кураторы современного нам «Мира на проводе», в случае с их выставкой симуляция как художественный метод тоже может быть способом завладеть теми или иными субъектами, но кроме этого — еще и возможностью переосмыслить отношения с технологиями и природой.