Трамваям показали светлый путь
«Нижегородэлектротранс» надеется на госинвестиции и увеличение пассажиропотока
Руководство «Нижегородэлектротранса» (НЭТ) разработало концепцию развития, которая позволит увеличить пассажиропоток в полтора-два раза. Сейчас износ трамваев и троллейбусов в Нижнем Новгороде составляет 83–93%. Большинство из них давно выработали свой срок эксплуатации, а город получает подержанный транспорт в дар от Москвы. До конца года областной минтранс планирует разработать новую схему развития транспорта для Нижнего Новгорода, а в мэрии говорят о грядущем увеличении тарифов на проезд.
В МП «Нижегородэлектротранс» (НЭТ) разработали собственную концепцию развития наземного электротранспорта до 2031 года, за десятилетие надеясь увеличить пассажиропоток в полтора-два раза. Как рассказал на заседании городской думы директор НЭТ Андрей Шекунов, планируется продление трех трамвайных линий до поселка Новинки, в 7-й микрорайон (Сормовский район) и до жилого комплекса «Бурнаковский».
Также в концепции обозначено продление нескольких троллейбусных маршрутов в разных частях города и частичный переход на использование троллейбусов с повышенным запасом автономного хода, выпуск которых планируется начать в Нижнем Новгороде. Одновременно с этим НЭТ рассчитывает провести ремонт и модернизацию трамвайных путей, контактной сети и подстанций.
«Если эта программа осуществится, пассажиропоток в трамвайном сообщении вырастет с 32 млн до 45 млн человек в год, а в троллейбусном — с 19 млн до 39 млн человек»,— рассказал директор НЭТ.
Сейчас парк предприятия состоит из 280 трамваев и 220 троллейбусов. Износ трамваев сейчас составляет 83,4%, а троллейбусов — 92,9%. При среднем возрасте машин 25,7 и 17,7 года у 160 трамваев и 150 троллейбусов уже истек нормативный срок эксплуатации, рассказал Андрей Шекунов. По его словам, предприятие «держится на плаву» благодаря безвозмездной передаче Москвой бывших в эксплуатации трамваев и троллейбусов. С 2019 года Нижний Новгород получил в подарок от столицы 67 старых трамваев и 70 троллейбусов.
На вопрос председателя городской думы Олега Лавричева, как реализация концепции отразится на экономике НЭТ, Андрей Шекунов заявил, что они пока не могут просчитать точку безубыточности, так как нет понимания, как именно в ближайшие годы будут меняться тарифы на проезд. Первый заместитель главы города Дмитрий Сивохин заявил, что, если депутаты хотят увидеть самостоятельную политику Нижнего Новгорода в вопросах развития электротранспорта, мэрия готова предоставить собственное видение в рамках возможностей городского бюджета.
«Если реально смотреть на вещи, то этот вопрос необходимо прорабатывать с областным правительством, которое до конца года должно закончить разработку комплексной схемы развития транспорта в Нижнем Новгороде»,— отметил чиновник.
Дмитрий Сивохин предложил городским депутатам подумать об увеличении тарифов на проезд. Он уверен, что это даст НЭТ дополнительные средства для развития предприятия. «В итоге все будут удовлетворены: и депутаты, и жители города. Я сейчас в мягкой форме пытаюсь донести мысль о повышении тарифов до депутатов, чтобы на ближайших комиссиях пообсуждать эту тему»,— уточнил заместитель главы города.
Он считает, что более предметно говорить про экономику НЭТ и перспективы его развития возможно только после официального принятия комплексной транспортной схемы в феврале-марте 2022 года. Ранее руководство областного министерства транспорта уже представило в заксобрании предложения по Стратегии развитии транспорта до 2035 года. По ней капитальные затраты на модернизацию городского наземного электротранспорта в Нижнем Новгороде составят 42,5 млрд руб.
На инфраструктурные объекты трамвайной сети минтранс пообещал направить 25 млрд руб., на обновление подвижного состава — 17,5 млрд руб. В документах стратегии значились реконструкция 97 км трамвайных путей, строительство новых 24 км в Сормовском и Приокском районах, тяговых подстанций, закупки 202 новых трамваев и 157 троллейбусов.
По итогам обсуждения депутаты поручили администрации подготовить детальный доклад о планах развития «Нижегородэлектротранса». «Пока мы слышим только общие фразы о том, что завтра будет лучше, чем сегодня. Мы, конечно, надеемся на это, но хотелось бы в какие-то разумные сроки ознакомиться с общей концепцией развития общественного транспорта, чтобы эта тема не ушла в никуда»,— отметил депутат Кирилл Лазорин.
В администрации города на запрос «Ъ-Приволжье» сообщили, что еще не известно, какие предложения НЭТ по развитию электротранспорта будут включены в комплексную схему. Поэтому пока сложно прогнозировать объемы затраты из бюджетов всех уровней и возможный экономический эффект.