Финансовый ликбез приобретает широкий охват
Ежегодно на финансовое просвещение жителей Кубани из бюджета направляется 6 млн рублей
Внедрение цифровых технологий в финансовой сфере, появление на рынке инвестиционных продуктов с одной стороны и активная деятельность мошенников в этой области — с другой предъявляют высокие требования к финансовой грамотности жителей Краснодарского края. Образовательные проекты в этой области, действующие в регионе, дают ответы на такие актуальные вопросы, как личное финансовое планирование, добровольное и обязательное страхование, безналичные расчеты, инструменты фондового рынка и многие другие. Ежегодно на развитие финансовой грамотности на Кубани тратят около 6 млн руб. Как отмечают в министерстве экономики Краснодарского края, аудитория охвата жителей региона информацией о финансовом просвещении в 2022–2023 годах составит не менее 32% от экономически активного населения.
Для решения этой задачи на Кубани действует программа «Финансовое просвещение населения», которая рассчитана на период с 2017 по 2023 годы. В рамках нее в крае ежегодно проводится не менее 200 различных мероприятий, в которые входят семинары, лекции, ярмарки финансовых услуг и другие. Средства также направляются на изготовление полиграфической продукции по данной тематике.
В работу по финансовому ликбезу активно включаются различные региональные финансовые организации — банки, страховые компании и другие. «Каждый из них делает акцент на определенный слой населения, одни, например, проводят занятия для людей пожилого возраста, другие работают с сотрудниками силовых структур и т. д. Также организации создают центры финансовой грамотности населения, принимая самое активное участие в мероприятиях»,— рассказали в региональном министерстве экономики.
В текущем году уже во второй раз между ведомством и Ассоциацией страховых организаций Краснодарского края был подписан план мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности потребителей страховых услуг. Благодаря этому взаимодействию во всех муниципальных образованиях края появилась социальная наружная реклама по теме «Осторожно, "автоюристы"», посвященная недобросовестному посредничеству на рынке ОСАГО. Финансовой грамотности населения в сфере страхования также посвящены видеоролики и буклеты, распространяемые в крае.
Помимо этого в прошлом году в автошколах региона было организовано проведение тематических занятий по вопросам финансовой грамотности — оформление европротокола, действия при ДТП, порядок обращения к финансовому омбудсмену при урегулировании споров со страховой компанией и другие темы, актуальные для будущих автомобилистов. Занятия проводились представителями страховых организаций-членов Ассоциации страховых организаций Краснодарского края, в отдаленных автошколах края транслировались записанные вебинары по данной тематике.
Благодаря этим и другим мероприятиям Краснодарский край исключен из «красной зоны» по показателю убыточности по автострахованию и мошенничеству в этой сфере и сохранил свои позиции в средней, «желтой» зоне. Соответствующий мониторинг региональных рисков Банк России проводит ежеквартально.
Особый акцент в регионе делается на просвещение детей. По государственной программе «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения» в кубанские школы и профессиональные образовательные организации уже поступили 500 тыс. учебно-методических комплектов по данной тематике. Обучение начинается со второго класса.
В 2021 году на Кубани был проведен первый чемпионат по финансовой грамотности среди школьников. В нем приняли участие команды из 41 муниципального образования края. Первое место в соревнованиях заняли учащиеся Белореченского района.
Ежегодно кубанские школьники принимают участие в проекте Банка России «Онлайн-уроки финансовой грамотности». В этом году уроки просмотрели более 214 тыс. детей и подростков из 952 образовательных организаций.
Также в регионе проводится творческий конкурс по финансовой грамотности «Деньги — не игрушка», его участниками могут стать жители Кубани в возрасте от 10 до 20 лет. На конкурс принимаются рисунки в различных техниках, посвященные вопросам страхования, использования банковских карт, предупреждению мошенничества на финансовом рынке и т. п. В 2021 году было подано 358 работ из 36 муниципальных образований края. Работы победителей в дальнейшем распространяются в качестве социальной наружной рекламы — баннеров, плакатов, информационных листков.