«Роснефть» разрабатывает новую стратегию с опорой на «зеленую» повестку

«Роснефть» готовит новую стратегию, учитывающую вызовы энергоперехода и интеграцию «зеленой» повестки, сообщил главный исполнительный директор компании Игорь Сечин на XIV Евразийском экономическом форуме. По его данным, в 2020 году «зеленые» инвестиции «Роснефти» превысили $580 млн, сокращение выбросов в атмосферу составило 14%.

Игорь Сечин на специальной сессии Евразийского экономического форума

Фото: РИА Новости

Компания оценивает возможность использования возобновляемых источников энергии, применения технологий по улавливанию углекислого газа, развития водородного бизнеса, добавил он. «Уже сейчас "Роснефть" активно наращивает добычу наиболее чистого ископаемого топлива — природного газа, планируя довести его долю в добыче до уровня свыше 25%. Компания реализует программу по утилизации попутного газа, развивает экологичные моторные топлива и сеть для зарядки электромобилей на своих АЗС»,— отметил глава «Роснефти».

Он напомнил, что Россия уделяет много внимания восстановлению лесов, воссоздавая до миллиона гектаров леса ежегодно. «Уже сейчас Россия вносит значительный вклад в абсорбирование углекислого газа за счет экосистем, в том числе лесов, чей потенциал по улавливанию оценивается в 2,5 млрд тонн в год»,— отметил топ-менеджер. В 2021 году компания, по его данным, высадила 9,3 млн деревьев.

Основным компенсационным потенциалом РФ является возможность хранения углерода в выработанных нефтегазовых месторождениях и соляных пластах, добавил он. Потенциал геологического хранения составляет порядка 1,7 трлн тонн CO2, отметил он.

Эти компенсационные меры рассматриваются «Роснефтью» в рамках принятого в прошлом году плана по углеродному менеджменту до 2035 года. «Этот план ставит ряд амбициозных целей по декарбонизации: компания обязуется сократить интенсивность выбросов в разведке и добыче на 30%, предотвратить 20 млн тонн парниковых выбросов, снизить интенсивность выбросов метана, а также обеспечить нулевое рутинное сжигание попутного газа»,— сообщил господин Сечин.

У резкого энергоперехода, по мнению топ-менеджера «Роснефти», есть ряд негативных последствий. Давление со стороны экоактивистов уже приводит к существенному снижению инвестиций в ТЭК. Так, если в 2011–2015 годах нефтегазовые компании инвестировали в геологоразведку в среднем $16 млрд в год, то в прошлом году расходы на восполнение запасов углеводородов упали в три раза, до $5 млрд. «В итоге уровень восполнения запасов нефти и газа в мире снижается уже четвертый год подряд, и риски дефицита поставок уже сейчас закладываются в цены, негативно сказываясь на доходах европейских и мировых потребителей»,— отметил он.

Из-за неопределенности, сложившейся на мировых рынках, нефтегазовые компании не планируют наращивать инвестиции. В результате, по его оценке, глобальные инвестиции в нефтегазовые проекты в 2021 году будут в два раза ниже, чем в 2014 году. «С учетом снижения добычи на действующих месторождениях требуются инвестиции в разработку новых запасов, исходя из текущих трендов реализации проектов накопленный дефицит инвестиций, необходимых для удовлетворения спроса на нефть, в 2021–2025 годах может составить $135 млрд»,— полагает глава «Роснефти».

Как «Роснефть» может выйти на европейский газовый рынок — в материале «Правительство ставит эксперименты на газе».

Татьяна Дятел, Верона

Вся лента