Птицы улетели, а самолет остался
Пилоту, увернувшемуся от стаи, грозит шесть лет за угрозу безопасности 43 пассажиров
Как стало известно “Ъ”, в красноярский суд поступило уголовное дело командира экипажа самолета Ан-24 компании «КрасАвиа» Евгения Внукова, совершившего аварийную посадку в аэропорту Черемшанка в августе 2020 года. Обвинение считает, что авиатор превысил максимально допустимую скорость при снижении и вместо ухода на второй круг посадил самолет так, что тот получил повреждения стоек шасси. Это решение, по мнению следствия, угрожало безопасности находившихся на борту 43 пассажиров. Адвокат пилота, напротив, считает, что его подзащитный совершил героический поступок, подобно летчику Дамиру Юсупову, посадившему самолет Airbus А321 в поле из-за столкновения со стаей чаек.
Емельяновский райсуд Красноярского края рассмотрит уголовное дело бывшего пилота авиакомпании «КрасАвиа» Евгения Внукова.
Изложенные в материалах следствия события произошли 3 августа прошлого года. В тот день в красноярском аэропорту Черемшанка аварийную посадку совершил самолет Ан-24 (RA-46466), выполнявший рейс из Туры — столицы Эвенкии. Никто из 43 пассажиров, находившихся на его борту, не пострадал, но у воздушного судна оказались повреждены пневматики левой и правой стоек шасси.
Для расследования причин инцидента была создана комиссия.
- В ее отчете указывается, что при заходе на посадку командир воздушного судна якобы проигнорировал предупреждение бортмеханика о превышении максимально допустимой скорости и сигнал «опасный спуск», который подала система GPWS. При рекомендованной скорости посадки 185–190 км/ч она достигала 227 км/ч.
- Дважды (на 492-м и 638-м метрах взлетно-посадочной полосы, ВПП) после касания правой стойкой шасси с землей самолет подпрыгнул. Летчику удалось посадить машину только с третьей попытки.
- При экстренном торможении один за другим разрушились три пневматика на обеих стойках, самолет отклонялся то вправо, то влево от оси ВПП.
«Использовав торможение единственного целого пневматика внутреннего колеса правой опоры шасси, командир удержал самолет на полосе»,— говорится в отчете комиссии. Там посчитали, что пилот должен был увести самолет на второй круг в условиях нестабилизированного захода на посадку.
Красноярская транспортная прокуратура возбудила в отношении «КрасАвиа» дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.4 КоАП (оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов), Роспотребнадзор оштрафовал авиаперевозчика на 30 тыс. руб. Кроме того, прокуратура внесла гендиректору «КрасАвиа» представление. По результатам его рассмотрения командиру воздушного судна Евгению Внукову был объявлен выговор.
Авиатор обжаловал взыскание, считая его несправедливым. Он обратился в суд с иском к авиакомпании, потребовав отменить приказ о наказании как незаконный. По мнению летчика, расследование авиаинцидента было проведено необъективно и с искажением информации. В частности, экипаж утверждал, что увеличение вертикальной скорости самолета было маневром с целью избежать столкновения со стаей птиц, но эта версия при разбирательстве почему-то не нашла подтверждения. «Выводы о наличии вины сделаны работодателем без исследования всех обстоятельств происшествия, без проведения экспертиз и с сокрытием информации о состоянии воздушного судна»,— указывается в заявлении.
Адвокат Сергей Новосельцев заявил “Ъ”, что его подзащитный сделал все от него зависящее, чтобы в происшествии не пострадали люди.
Своего доверителя защитник сравнил с летчиком Дамиром Юсуповым — командиром самолета Airbus А321, совершившего летом 2019 года аварийную посадку на кукурузном поле из-за столкновения со стаей чаек: за это он был представлен к званию Героя России.
В апреле 2021 года Советский райсуд Красноярска отказал авиатору в снятии взыскания. В сентябре законность этого решения подтвердил краевой суд, оставив апелляцию летчика без удовлетворения.
Пока шла тяжба, правоохранительные органы завершили расследование уголовного дела в отношении Евгения Внукова, которому предъявили обвинение в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ч. 2 ст. 238 УК РФ, максимальное наказание по ней — лишение свободы до шести лет и штраф 500 тыс. руб.). Действия летчика, считает следствие, создали реальную угрозу безопасности для жизни и здоровья пассажиров. Обвинение Евгений Внуков не признал. Связаться с летчиком не удалось.
В «КрасАвиа» на запрос “Ъ” сообщили, что с мая 2021 года Евгений Внуков больше не работает в авиакомпании. По информации перевозчика, самолет Ан-24, с которым произошел инцидент, был выпущен в 1975 году, в 2020 году ему продлили срок летной годности. «В настоящее время данное воздушное судно исправно и эксплуатируется»,— сказали в авиакомпании.