Карты не дали прикупа
Банки откажутся от спора за обслуживание платежей в липецком общественном транспорте
После отзыва лицензии у создавшего первую систему безналичной оплаты проезда в общественном транспорте Липецкой области Объединенного резервного банка (ОРБ) завершится и разбирательство в суде по поводу создания новой системы на ресурсах Сбербанка. ОРБ может отказаться от спора и сосредоточиться на поиске способа вернуть липчанам 114 млн руб., оставшихся на 450 тыс. транспортных карт. По данным источников „Ъ“, их держатели не имели статуса вкладчиков, поэтому рассчитывать на гарантированный государством возврат сбережений они не могут. Власти в свою очередь также изучают механизмы, которые могли бы помочь жителям вернуть деньги. Эксперты отмечают, что рассматриваемый властями вариант участия горожан в банкротстве ОРБ не даст им никаких привилегий, а выплат придется ждать несколько лет.
Заседание в арбитражном суде Липецкой области по спору о внедрении новой системы безналичной оплаты проезда в общественном транспорте региона 3 ноября может стать последним. Суть конфликта, напомним, заключается в том, что ООО «Лайтпасс», близкое к ОРБ, создавшему в 2017 году старую систему оплаты проезда, требует отменить итоги конкурса по выбору оператора оплаты. Победившее в конкурсе ООО «Оператор транспортных систем Липецк» (ОТСЛ) работает уже со Сбербанком, который имеет статус эквайера, а расчетным центром выступает его «дочка» ООО «НКО "Расчетные решения"». Конкурс проводило подчиненное обладминистрации Агентство автомобильного транспорта Липецкой области (ААТ), которое является в споре соответчиком.
8 октября Банк России (ЦБ) отозвал у ОРБ лицензию за нарушения норм по противодействию отмыванию доходов и финансированию терроризма. «Деятельность банка была ориентирована на обслуживание интересов его руководителей и связанных с ними компаний, на которые приходилась значительная часть кредитного портфеля. Существенную долю их задолженности составляли низкокачественные ссуды»,— заявили в ЦБ.
После отзыва лицензии ОРБ не планирует дальше судиться со структурами Сбербанка, сообщил «Ъ-Черноземье» близкий к первой организации источник. «Отзыв стал полной неожиданностью. Технической возможности проводить платежи в транспорте теперь в любом случае нет. Продолжение суда только ради того, чтобы усложнить жизнь конкуренту, — такой цели нет»,— сказал источник.
По его словам, бывший менеджмент ОРБ после отзыва сосредоточился на поиске путей возврата «зависших» на транспортных картах средств, но окончательные решения этой проблемы может принять только временная администрация, назначенная ЦБ. По оценке управления дорог и транспорта региональной администрации, на картах осталось около 114 млн руб
Ситуацию осложняет то, что держатели 450 тыс. транспортных карт старой системы фактически не являлись вкладчиками банка, поэтому они не подпадают под программу государственного страхования вкладов, подтвердил «Ъ-Черноземье» источник в транспортной отрасли Липецка. В госкорпорации «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ) накануне сообщили, что возмещения по вкладам ОРБ будет в течение года проводить Россельхозбанк, а более 33% страховых выплат уже перечислены физлицам и индивидуальным предпринимателям. На держателей транспортных карт это не распространяется, сообщил собеседник «Ъ-Черноземье».
В АСВ планируют прокомментировать «Ъ-Черноземье» ситуацию позднее.
Власти Липецкой области рассматривают возможность консолидировать долги перед жителями области по транспортным картам у компаний-перевозчиков или областного Агентства автомобильного транспорта, после чего последние будут участвовать в банкротстве ОРБ, которое вскоре должен инициировать ЦБ. Жители, в свою очередь, смогут после этого «проездить» оставшиеся на картах деньги. Об этом сообщил на заседании комитета облсовета по экономике руководитель управления дорог и транспорта Иван Мычелкин. По его словам, остатки средств на картах находятся на счетах банка, но воспользоваться ими в связи с отзывом лицензии невозможно.
Администрация области направила в ЦБ письмо с просьбой согласовать возможность замены кредитора и ожидает ответа к середине ноября.
Спикер облсовета, бывший заместитель главы региона по экономике Дмитрий Аверов заверил «Ъ-Черноземье», что депутаты намерены держать эту ситуацию под контролем. «Она показала, что смена оператора транспортных карт была оправдана. Отзыв лицензии затронул существенный процент населения области, которое пользовалось картами, перестали работать и социальные карты, которые позволяли ездить по льготным тарифам. Если бы одновременно не начала работать новая система, пострадала бы еще большая часть граждан»,— сказал господин Аверов.
В случае участия в банкротстве ждать возврата денег, возможно, придется годами, а возмещение будет зависеть от наличия у ОРБ имущества на сопоставимую требованиям контрагентов сумму, отмечает арбитражный управляющий, директор воронежского филиала СРО «Авангард» Игорь Вышегородцев. В Черноземье, к примеру, до сих пор не завершились расчетом с кредиторами банкротства банка «Воронеж» (лицензия была отозвана в июне 2018-го) и орловского банка «Церих» (февраль 2016-го).
«Держатели транспортных карт могут заявиться как кредиторы в банкротство ОРБ и сами по себе или поучаствовать в каких-либо общих механизмах, которые им предложат власти. Но в любом случае они не получат никаких привилегий в процедуре банкротства, расчеты с ними будут производить на общих основаниях среди кредиторов третьей очереди. Да еще при условии, что активов банка и реализованного на торгах имущества хватит на расплату со всеми»,— заключил эксперт.