Змеи цифровой эпохи
Рефик Анадол для Bulgari
Подготовка к иным проектам не менее интересна, чем они сами. Только представьте: для одного арт-проекта понадобилось проанализировать 200 млн изображений природы, из которых 70 млн одних только цветов, а еще — 120 тыс. изображений змей. По этим вводным вряд ли кто-то сможет угадать, что за проект. Речь об инсталляции Serpenti Metamorphosis.
Показали проект этой осенью на главной площади Милана — на Пьяцца-дель-Дуомо. А вот угадать, что за художник, можно вполне. Автор иммерсивной скульптуры по заказу Bulgari — Рефик Анадол — американский художник турецкого происхождения, в основе творческого метода которого работа с искусственным интеллектом и big data. Анадол живет в Лос-Анджелесе, где владеет и руководит студией Refik Anadol и RAS LAB, исследовательской практикой этой студии, сосредоточенной на поиске и разработке новаторских подходов к данным и искусственному интеллекту. Суть работы на сайте Анадола описана так: художник «рассматривает проблемы и возможности, которые вездесущие компьютеры навязали человечеству, и что значит быть человеком в эпоху искусственного интеллекта». Он исследует, «как радикально меняется восприятие и ощущение времени и пространства теперь, когда машины доминируют в нашей повседневной жизни».
Анадол заинтригован тем, как цифровая эпоха и машинный интеллект «позволяют создать новую эстетическую технику для формирования обогащенной иммерсивной среды, которая предлагает динамическое восприятие пространства». Так и вспоминается «Восстание машин». Анадол делает то, что называется постдиджитал-архитектурой. Это игра с пространством, это попытка создания при помощи диджитал-средств других миров. Альтернативная реальность Анадола захватывает здания, стены, потолки. На Пьяцца-дель-Дуомо возвели специальную конструкцию, коробку-лабиринт, ставшую основой для диджитал-инсталляции. Темой ее стали преображения, то есть метаморфозы, природы. А змеи, упомянутые в названии,— один из символов преображения.
Любой желающий мог забронировать визит и попасть внутрь «коробки». Чтобы замереть перед гигантскими экранами с очень психоделическими по духу картинками.
В Милане инсталляция пробыла до 31 октября, но на этом история проекта не закончится — его обещают показать и в других городах мира. Главное, чтобы место было таким же впечатляющим, как Пьяцца-дель-Дуомо.