G20 спустится с «Облака» на землю
Как и о чем будут разговаривать на саммите лидеры «двадцатки»
В Риме сегодня стартует саммит G20, в ходе которого будет обсуждаться широкий круг тем: от энергетики и экологии до пандемии и ситуации в Афганистане. «Двадцатка» вернется к очному формату, хотя не все решили им воспользоваться: лидеры России и Китая Владимир Путин и Си Цзиньпин выступят по видеосвязи, в то время как в Риме будут находиться главы МИДов. На этом фоне в американском Белом доме предрекли, что «в центре внимания» на саммите окажутся США и Европа. У президента Джо Байдена в Риме обширная повестка и важная цель — минимизировать ущерб, нанесенный в последние месяцы отношениям Вашингтона с европейскими партнерами.
«Наиболее компетентный и представительный формат международного взаимодействия, который реально может и должен обсуждать мировые процессы и вызовы» — так G20 в пятницу охарактеризовал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, анонсируя участие в саммите Владимира Путина.
Правда, в отличие от большинства других лидеров российский президент подключится к «сопоставлению позиций сторон по основным проблемам» в режиме видеосвязи.
По словам господина Пескова, планируются сразу два выступления, так что «выходные у главы государства будут рабочими». Кроме того, в Риме будет присутствовать глава МИД РФ Сергей Лавров. Он не только примет участие в саммите, но и проведет ряд двусторонних встреч (в частности, со своим китайским коллегой Ван И).
Как дали понять в пресс-службе Кремля, повестка саммита лидеров 20 наиболее экономически развитых стран мира максимально широка: Владимир Путин среди прочего обсудит с коллегами «вопросы восстановления мировой экономики, обеспечения цифровой трансформации и реализации целей устойчивого развития», проблему изменения климата, борьбу с пандемией COVID-19 и проведение всеобщей иммунизации. Шерпа РФ в G20 Светлана Лукаш уточнила в пятницу, что «планируется принять решение о конкретных целевых ориентирах, а именно обеспечить не менее 40% населения Земли доступом к вакцинам до конца этого года и не менее 70% — до конца следующего».
Организаторы G20 на брифинге для журналистов упомянули еще несколько тем, которые Кремль обошел стороной: это права человека, а также ситуация в Афганистане.
В целом, как говорится на сайте саммита, повестка будет вращаться вокруг трех тем: «Люди», «Планета» и «Процветание».
Римская встреча особенная для многих ее участников. Так, саммит окажется последним для Ангелы Меркель, которая вскоре покинет пост канцлера Германии. А вот премьера Италии Марио Драги ждет дебют, причем сразу в качестве хозяина. Как подчеркивают итальянские СМИ, господину Драги, чья политическая карьера обходится до сих пор без серьезных проигрышей, предстоит на новом уровне подтвердить свои лидерские позиции.
Пока что игра складывается не в его пользу: помимо Владимира Путина в Рим решил не приезжать и китайский лидер Си Цзиньпин. В Италии уже обратили на это внимание. «Не будет прямого участия Владимира Путина и Си Цзиньпина, потому что COVID все еще разделяет мир… Конечно, если бы на "двадцатке" лично присутствовали Путин и Си, то она могла бы сделать некоторый рывок вперед: на международных встречах физическое присутствие жизненно важно, две трети событий происходят в коридоре»,— заявил экс-премьер Италии Романо Проди.
В Вашингтоне этот аспект также не остался незамеченным.
«Вы увидите, что США и Европа будут в центре внимания на этой встрече G20, когда мы столкнемся с тем фактом, что лидеров России и Китая не будет в зале в Риме»,— заверил советник президента США по нацбезопасности Джейк Салливан.
«Мировые лидеры, похоже, не торопятся собираться вместе. Хотя премьер Драги хочет преуменьшить значение отсутствия суперучастников, маловероятно, что встреча получит ту международную политическую поддержку, которую он хотел бы увидеть»,— заверил “Ъ” американский эксперт в области геополитики, старший аналитик турецкого СМИ A News International Кайл Инан. И обратил особое внимание на отсутствие в Риме Си Цзиньпина. По мнению господина Инана, возможная встреча китайского лидера с президентом США Джо Байденом могла бы способствовать решению проблем в Тихоокеанском регионе, где ситуация пока лишь обостряется.
Впрочем, повестка визита Джо Байдена и так максимально насыщенна. В пятницу второго в истории США президента-католика принял папа римский Франциск. За неделю до начала саммита понтифик обратился к его участникам с призывом признать существующую в мире асимметрию между развивающимися и развитыми странами в плане доступа к медицине. В свою очередь, в администрации Байдена заранее дали понять, что «пути прекращения пандемии COVID-19» и «заботы о бедных» окажутся в центре внимания на встрече. В разговоре с “Ъ” вице-президент базирующейся в Вашингтоне организации Eurasia Center Эрл Расмуссен, говоря о повестке встречи, также обратил внимание на «напряженность, связанную с несогласием многих католических епископов США с внутренней политикой Байдена, включая аборты».
Также в пятницу господин Байден встретился со своим итальянским коллегой Серджо Маттареллой и премьером Марио Драги. Но особое внимание было приковано к другой встрече — с президентом Франции Эмманюэлем Макроном. Это была их первая очная беседа с тех пор, как США, Австралия и Великобритания объявили в сентябре о создании нового оборонного партнерства AUKUS и спровоцировали серьезный конфликт с Парижем (а затем и со всем Евросоюзом), так как Франция лишилась многомиллиардного контракта на поставку атомных подлодок для Канберры. «У нас нет более давнего, более лояльного и достойного союзника, чем Франция»,— заверил в начале встречи господин Байден. Французский лидер же призвал работать над тем, чтобы впредь никогда больше не возникали подобные кризисы.
«США все еще пытаются минимизировать ущерб, нанесенный отношениям с европейскими партнерами. Сейчас Байден попытается наладить сотрудничество и, возможно, умиротворить лидеров Франции в частности и Европы в целом,— заявил “Ъ” Эрл Расмуссен.—
Отношения с европейскими странами были сложными во время правления Дональда Трампа, однако недавние ошибки в международных отношениях, включая AUKUS, конфликт вокруг "Северного потока-2", Украину и Афганистан, еще больше увеличили этот разрыв».
Эксперт добавил, что «предпринятые против Китая и России шаги наряду с отстаиванием членства Украины и Грузии в НАТО вызвали еще большее беспокойство в Европе, поскольку там понимают, что последствия могут быть опасными». «Байден, вероятно, попытается сохранить европейскую поддержку по широкому кругу вопросов, включая сдерживание России и Китая. Удастся ли ему по итогам поездки в Европу добиться более теплых отношений? Не уверен. На публику, скорее всего, будет говориться об улучшении взаимопонимания, но на самом деле серьезная напряженность никуда не денется»,— резюмировал Эрл Расмуссен.
В субботу эпицентр внимания сместится с двусторонних встреч на собственно саммит G20. Он пройдет в Римском конгресс-центре, более известном под именем Nuvola («Облако»). Здание из стекла, а также прочих экологически чистых и высокотехнологичных материалов было спроектировано известным итальянским архитектором Массимилиано Фуксасом и торжественно открыто пять лет назад. Для «Облака» саммит — первая возможность принять событие, равнозначное его имиджу архитектурного шедевра. До сих пор там устраивались книжные ярмарки, выставки и презентации, а с прошлого февраля и до лета в здании размещался самый крупный в Риме Центр вакцинации от коронавируса, где прививали по 1 тыс. человек в день.
Удаленность «Облака» от исторического центра удобна с точки зрения безопасности. Этому в дни саммита уделяется особое внимание. Небо над Римом закрыто для полетов, 30–31 октября вокруг конгресс-центра устанавливается десятикилометровая красная зона, проход в которую будет осуществляться только по пропускам. В этой зоне отменено движение общественного транспорта. Закрыта ближайшая станция метро EUR, и для верности — еще пять других станций этой ветки. По мере необходимости планируется перекрывать и центральные улицы, поблизости от которых будут происходить разнообразные мероприятия саммита (например, воскресная прогулка его участников по историческому центру). Неудобства в передвижении по городу распространятся и на другие районы Рима — в частности, те, где планируют проводить свои акции противники как G20, так и итальянского правительства (например, антипрививочники). Местные газеты уже пестрят заголовками о настигающем Рим коллапсе.
Надежду вселяют лишь слова Массимилиано Фуксаса, назвавшего свое «Облако» символом «хаоса, заключенного в рамки рационального». Вполне себе девиз и для участников римского саммита «двадцатки».