Грузия не отказалась от «Мечты»
Власти заявили о победе на муниципальных выборах, но оппозиция отказывается признавать их результаты
Второй тур муниципальных выборов в Грузии вновь поставил страну на грань политического кризиса. Согласно официальным результатам, во всех крупных городах страны победили кандидаты от правящей партии «Грузинская мечта». Но оппозиция отказывается признавать эти итоги, грозя новыми акциями протеста. Ставки на этот раз особенно высоки — в тюрьме города Рустави держит голодовку лидер оппозиционной партии «Единое национальное движение» (ЕНД) и экс-президент страны Михаил Саакашвили, который заявил, что от исхода этих выборов напрямую зависит его жизнь. При этом наиболее желательного для господина Саакашвили сценария с экстрадицией на Украину уже ждать не стоит — как заявили нынешние власти Грузии, его там не ждут.
В субботу в Грузии прошел второй тур муниципальных выборов — в тех городах, где мэров не удалось избрать с первой попытки. «Неопределившимися» оказались крупнейшие и самые важные города страны — Тбилиси, Кутаиси, курортный Батуми, индустриальный Рустави, портовый Поти, а также Зугдиди, который расположен на самой границе с Абхазией и потому стремится быть витриной «европейского выбора» Грузии.
Согласно данным ЦИКа, опубликованным в ночь на воскресенье, во всех шести городах и еще в пятнадцати муниципалитетах, где также выбирали глав поселений, с небольшим преимуществом победили кандидаты от «Грузинской мечты» — порой разница составляла десятые доли процента. А учитывая, что во всех случаях кандидатам от власти противостояли представители нового политического блока «Оппозиционная коалиция» во главе с ЕНД Михаила Саакашвили, второй тур можно назвать настоящей дуэлью, в которой бывший президент проиграл. Единственное, чего ему удалось добиться своим возвращением в Грузию,— это поднять явку до 49,9%, что достаточно много для муниципальных выборов.
В преддверии решающего голосования Михаил Саакашвили, находящийся в тюрьме №12 города Рустави, поставил грузин перед моральной дилеммой.
В последнем заявлении, которое перед зданием тюрьмы зачитал адвокат лидера оппозиции Бека Басилая, господин Саакашвили, по сути, предупредил: все, кто в субботу проголосует за «Грузинскую мечту», проголосуют за его смерть, поскольку прекращать голодовку он не намерен до смены власти и своего освобождения.
«От каждого вашего голоса и участия в выборах зависит, буду я жить или умру»,— говорится в письме политика.
Власти отреагировали на ультиматум довольно нервно. Премьер Грузии Ираклий Гарибашвили сказал журналистам у избирательного участка, что господин Саакашвили «вовсе не голодает, а пьет по три литра лимонада в сутки» и из-за этого «над ним смеются все заключенные». При этом премьер Грузии отверг предположения о вероятной экстрадиции Михаила Саакашвили на Украину. «Это исключено. И такого от нас никто не требует,— сказал он, а после небольшой паузы многозначительно добавил: — Не только не требуют его передачи, а даже наоборот».
В последние дни Ираклий Гарибашвили, у которого есть личные семейные счеты с экс-президентом Саакашвили (во время его правления под арестом оказался тесть нынешнего премьера), сделал немало резких заявлений о главном грузинском оппозиционере.
Например, отвечая на вопрос журналиста, возьмут ли власти на себя ответственность за возможную смерть Михаила Саакашвили в ходе голодовки, премьер заявил: «У нас в законе написано, что человек имеет право на самоубийство, и тут государство бессильно».
Такой нормы в грузинском законодательстве, конечно, нет — добровольный уход из жизни пока что разрешен только в нескольких странах Европы, Канаде и некоторых штатах США, но только для неизлечимо больных людей. Тем не менее фраза главы правительства, наделенного, согласно конституции, всей полнотой власти в парламентской республике, вызвала столь бурную реакцию, что с дополнительными разъяснениями пришлось выступить министру юстиции Рати Брегадзе. По его словам, бывший президент действительно отказывается от пищи, но «послушно принимает все витамины и лекарства», которые ему назначили врачи. Кроме того, регулярно пьет специальные смеси, содержащие жизненно важные для организма питательные элементы.
«Именно поэтому его медицинские показатели сейчас в норме»,— отметил министр юстиции. Далее господин Брегадзе подчеркнул: если необходимость перевода «заключенного номер один» из тюрьмы в Рустави в спецбольницу все же возникнет, Минюст даже может использовать вертолет.
По словам министра, такой вариант стал рассматриваться после того, как Служба государственной безопасности Грузии за несколько часов до открытия избирательных участков обнародовала аудиозаписи, на которых несколько соратников Михаила Саакашвили обсуждают возможность блокирования тюремных зданий, чтобы не допустить этапирования своего лидера в тюремную больницу. Вместо этого оппозиция требует перевести голодающего в частную клинику Vivamedi, где лечат больных заключенных, требующих особого ухода.
Глава оппозиционного телеканала «Мтавари Архи» и по совместительству адвокат бывшего президента Ника Гварамия предупредил: в тюремной больнице находятся несколько психически больных заключенных, что создает для Михаила Саакашвили «смертельную опасность». Но даже если ее удастся избежать, заключенные почти наверняка будут оскорблять лидера оппозиции, когда его будут проводить по тюремному коридору. «Это ведь Саакашвили победил в стране криминал и уничтожил институт воров в законе. Они его ненавидят»,— напомнил господин Гварамия.
Вместе с этим Ника Гварамия, считающийся одним из главных идеологов грузинской оппозиции, призвал противников власти устроить в стране новую революцию:
«Российский олигарх Иванишвили (фактический лидер партии "Грузинская мечта" Бидзина Иванишвили.— “Ъ”) запутал клубок так, что развязать его невозможно. Можно лишь разрубить, как поступил Александр Македонский»,— привел историческую аналогию медиаменеджер. Его сразу поддержал министр обороны в годы правления Михаила Саакашвили и один из лидеров ЕНД Георгий Барамидзе. «Обнаглевший наместник Путина в Грузии Иванишвили оставил нам только один путь — мирной революции. Нет, мы не сдадимся рабам Путина!» — написал Барамидзе на своей страничке в Facebook.
Наконец, формальный председатель ЕНД Никанор Мелия, отец которого врач-кардиолог Анзор Мелия баллотировался в Зугдиди и проиграл, рано утром в воскресенье обнародовал окончательное решение главной оппозиционной партии. «Выборы в нашей стране отменены. Их украл прислужник Путина Иванишвили. Украл и унес в свой замок»,— сказал он, явно отсылая к сюжету центрального произведения в грузинской литературе «Витязь в тигровой шкуре». Господин Мелия заключил, что вырвать свободу выбора из лап «чудовища» можно только «мирной силой», и призвал соотечественников к «бескомпромиссной борьбе» и «новым тяжким приключениям».
Первый большой митинг протеста ожидается в центре Тбилиси уже в ближайшие дни. При этом Никанор Мелия попросил Михаила Саакашвили прекратить голодовку, сославшись на то, что третий президент «нужен грузинскому народу живым, а мертвым он нужен только Путину».