Инвестиции пойдут прахом
В России растет интерес к строительству крематориев
На фоне роста смертности из-за COVID-19 российские предприниматели стали активнее интересоваться похоронным бизнесом. По данным участников рынка, с 2019 года число запросов на строительство крематориев выросло в несколько раз. Инвесторов привлекает низкая обеспеченность России такими объектами и ежегодно растущее число кремаций. Но сдерживающими факторами остаются сложности при согласовании строительства и санитарные требования.
Спрос инвесторов на строительство крематориев сильно вырос с начала пандемии, рассказал “Ъ” президент Ассоциации крематориев Алексей Сулоев. По его словам, если в 2019 году за разработкой проекта в организацию обращалось по одному бизнесмену один раз в несколько месяцев, то теперь число интересантов выросло до нескольких человек в день. В проработке находится около 20 проектов крематориев, тогда как в 2019 году их было менее пяти, уточнил господин Сулоев.
Вице-президент Союза похоронных организаций и крематориев России Владимир Родькин объясняет возросший интерес инвесторов относительной стабильностью похоронного бизнеса, который мало зависит от текущей экономической ситуации. К тому же во время пандемии смертность выросла, а значит, заказов стало больше, напоминает глава похоронных домов «Журавли» Илья Болтунов. По данным Росстата, в январе—сентябре 2021 года число умерших в России увеличилось на 18,8%, до 1,72 млн человек год к году.
Как отмечает Алексей Сулоев, пандемия показала полную неготовность крематориев к таким нагрузкам, в результате очереди на кремацию приходится иногда ждать неделями.
По данным Ассоциации крематориев, всего в России работает 30 крематориев, 11 из которых принадлежат муниципалитетам, а 19 — предпринимателям.
В ассоциации подчеркивают, что в России самая низкая обеспеченность крематориями населения: одно учреждение на 5 млн человек. В то же время в Европе на одно учреждение приходится 400 тыс. жителей, а в США — 150 тыс. человек. Тем не менее доля кремированных в Москве и Санкт-Петербурге находится на высоком уровне — около 70% от числа усопших, отмечает Владимир Родькин. Алексей Сулоев добавляет, что ежегодно число кремаций растет на 15–37% в зависимости от региона.
По мнению Ильи Болтунова, это связано в первую очередь с желанием клиентов сэкономить, так как кремация в среднем обходится вдвое дешевле традиционных похорон. Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров добавляет, что росту числа кремаций также способствовало исчерпание возможностей захоронения на большинстве действующих кладбищ, увеличение стоимости участков, а также рекомендация кремировать умерших от COVID-19.
Как отмечает господин Сулоев, сегодня рост инвестиций в сегмент сдерживает административная нагрузка.
Так, Роспотребнадзор требует размещать новые крематории с одной печью не ближе 500 м к застройке, хотя современное оборудование не выбрасывает вредные вещества в атмосферу, указывает он. В Роспотребнадзоре уточнили “Ъ”, что удаленность устанавливается в каждом конкретном случае при расчете воздействия объекта на окружающую среду. Независимый юрист в области похоронного дела Елизавета Потемкина добавляет, что взаимодействие с муниципалитетом, в ведении которого находится организация ритуальных услуг, тоже удлиняет процесс согласования строительства.
Как отмечают источники “Ъ” на похоронном рынке, против строительства крематориев также выступают организации, которые занимаются управлением кладбищами, опасаясь, что могут потерять часть клиентов. В управляющем московскими кладбищами ГБУ «Ритуал» на вопросы “Ъ” не ответили.
Независимые ритуальные агентства не боятся конкуренции, утверждают участники рынка. По словам Ильи Болтунова, учреждению без разницы, какой именно вид услуг выберут родственники, ведь компании работают и с кремацией, и захоронениями в землю. В производителе похоронной атрибутики «Вектор» также говорят, что спрос на продукцию не стал меньше из-за роста числа кремаций: при них также необходим деревянный гроб, а сам прах иногда хоронят на кладбищах по традиционной процедуре с венками, крестами и так далее.