Кандидаты ушли из телевизора
На что потратились московские одномандатники в ходе выборов в Госдуму
Изготовление печатных агитматериалов стало основной статьей предвыборных расходов кандидатов в Госдуму по одномандатным округам Москвы. Некоторые из них тратили на это до 90% всего бюджета, следует из итоговых финансовых отчетов. Востребованными оказались услуги юридических и физических лиц, а вот без телерекламы многие смогли обойтись. Эксперты объясняют это тем, что в столице выборы фактически ушли на муниципальный уровень и нужнее стали встречи с избирателями.
Основной статьей расходов у большинства столичных одномандатников стали «выпуск и распространение печатных и иных агитационных материалов», выяснил “Ъ”, проанализировав их финансовые отчеты. Например, у эсера Галины Хованской (победила в 198-м округе) по этой графе проходят 13,5 млн из 14,7 млн руб., потраченных на кампанию. Коммунист Валерий Рашкин (проиграл в 196-м округе единороссу Тимофею Баженову) на выпуск печатной агитации потратил 4,6 млн из собранных 5,6 млн руб., а сам господин Баженов — 13 млн руб. На теле- и радиорекламу у известного телеведущего ушло всего 649 тыс. руб., а больше всего (18,9 млн) он израсходовал по статье «оплата иных расходов».
Избирательные фонды большинства единороссов формировались по похожей схеме: 20 млн руб. от партии и 20 млн руб. пожертвований от юрлиц составили максимально допустимую сумму 40 млн руб. А вот по части затрат были варианты. Так, телеведущий Евгений Попов (197-й округ) потратил 15,2 млн руб. на печатные материалы, 20 млн руб.— на оплату «иных услуг» и 1,6 млн руб.— на агитацию в печатных СМИ, а на телерекламу не тратился совсем. У Петра Толстого (199-й округ и №2 в московском списке партии) основными статьями расходов оказались «услуги информационного и консультационного характера» (25,2 млн руб.) и печатные агитматериалы (9,7 млн), а в рекламу на телевидении и радио он вложил всего 477 тыс. руб. Светлана Разворотнева (округ №201) и Дмитрий Саблин (№202) вообще не тратились на СМИ, но на агитматериалы потратили 20,2 млн руб. и 23,3 млн руб. соответственно.
Задачей одномандатников было «создавать напряжение» в границах своих округов, объяснил “Ъ” замсекретаря генсовета «Единой России» Сергей Перминов:
«Для этого они использовали личные коммуникации и цифровые возможности, включая личные страницы в соцсетях. Им нужно было не просто продвигать партию, но инициировать дискуссии с избирателями о "Народной программе", а для этого как раз и подходили другие средства». Что же касается телевидения, то здесь важнее было продвигать федеральный партийный бренд и программные смыслы, добавил единоросс: «Это просто информационные волны разного уровня. У них разная логика, а вместе они дают симбиоз».
Самым экономным из известных кандидатов стал Максим Шевченко (он возглавлял федеральный список Российской партии свободы и справедливости и шел по 208-му округу): в его фонд поступило 47 руб., но и они не были потрачены. Упор сделали на федеральную кампанию, объяснил “Ъ” экс-кандидат: эфиры на федеральных телеканалах, аренда офиса, студия штаба, раздача мерча, поэтому «множить сущности» не было необходимости.
У самовыдвиженцев одной из основных статей расходов был сбор подписей избирателей (в среднем требовалось 14–15 тыс. автографов). Дороже всего они обошлись Анастасии Брюхановой (198-й округ) — 10,3 млн руб., Дмитрий Певцов (200-й округ) потратил на это 9,6 млн, Роман Юнеман (210-й округ) — 7,2 млн, Анатолий Вассерман (205-й округ) — 4 млн руб. Наименьшие траты по этой статье задекларировал Олег Леонов (208-й округ) — 43,5 тыс. руб. Но в эту графу, как пояснил он “Ъ”, были вписаны только расходы на изготовление подписных листов, а всего на сбор подписей ушло около 5 млн руб. Разнесение расходов по статьям было сделано по методическим рекомендациям избиркома, подчеркнул господин Леонов: «Оплата труда сборщиков подписей содержится в трудовых договорах, потому что предмет договора — не только сбор подписей. Эти же ребята проводили пикеты и опросы, раздавали листовки и делали много еще чего. Поэтому эти суммы находятся в другом разделе».
Олег Леонов больше других самовыдвиженцев потратил на агитацию в теле- и радиоэфире (2,4 млн руб.) и печатных СМИ (2 млн руб.). Телеэрудит Вассерман на телевидение не тратился совсем, зато на услуги юридических и физических лиц ушло больше половины его фонда (23,2 млн руб.). «Да, я рекламировался не в СМИ, а в основном через сборщиков, уличные плакаты и тому подобные тесные контакты»,— подтвердил он “Ъ”, добавив, что, конечно, сработали и предыдущая известность, и сарафанное радио.
Еще несколько лет назад в разделах отчетов, посвященных неопределенным «иным расходам», стояли, как правило, прочерки, вспоминает политтехнолог Роман Смирнов. Но после ряда уголовных дел о теневых избирательных фондах в регионах все перестраховываются и стараются работать легально.
Зарплата политтехнологам, юристам, копирайтерам проходит как раз по статьям «оплата услуг» и «иные расходы». А вот со СМИ все не так просто, добавляет эксперт: агитпериод очень короткий, а резервировать место в многочисленных районных изданиях — дело хлопотное. К тому же многие кандидаты сосредоточились на стратегии реальных дел — спортплощадку построить, подъезд отремонтировать, и фактически думская кампания ушла на муниципальный уровень, констатирует господин Смирнов.
Политолог Константин Калачев считает, что востребованность такого отживающего формата, как печатная агитация, во многом объясняется характером кампании. Административным кандидатам было проще делать ставку на использование традиционного инструментария, за который легко отчитаться, отмечает он.
Электоральный юрист Антон Рудаков напоминает, что за несдачу итогового финотчета предусмотрена административная ответственность (ст. 5.17 КоАП): «Ответственность есть и за неполное или недостоверное предоставление сведений». Но учет или отнесение тех или иных трат к разным строкам документа зависит только от грамотности финансовых уполномоченных и консультантов кандидата, добавляет эксперт. А избиркомы не являются правоохранительными органами, и гоняться за кандидатами с протоколами о правонарушениях у них нет возможности, резюмирует господин Рудаков.