Демонтаж конкуренции
УФАС возбудило дело против гордумы Челябинска из-за порядка сноса нелегальных киосков
Челябинское УФАС РФ выявило признаки нарушения антимонопольного законодательства в порядке демонтажа незаконных нестационарных объектов, принятом в областном центре в марте 2021 года. В отношении челябинской гордумы, не исполнившей ранее выданного предупреждения об изменении документа, возбуждено дело. По мнению ведомства, ряд положений порядка приводит к ограничению конкуренции и дискриминации добросовестных участников рынка. По словам депутатов, документ был принят с учетом дефицита средств в бюджете на эти цели.
Региональное управление ФАС России возбудило дело в отношении городской думы Челябинска. В порядке демонтажа незаконно размещенных нестационарных объектов, утвержденном в марте этого года, установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства. В июле представительный орган получил предупреждение с требованием внести изменения в документ, но оно так и не было исполнено. Об этом сообщает Челябинское УФАС.
«Отдельные положения порядка приводят или могут привести к ограничению конкуренции и созданию дискриминационных условий предпринимателям, разместившим нестационарные объекты в соответствии с требованиями законодательства»,— считают в антимонопольном ведомстве. В частности, порядок позволяет приостановить демонтаж объектов — киосков и парковок «при отсутствии бюджетных ассигнований». Согласно документу, максимальный срок для сноса может составить 270 дней. По мнению УФАС, «неосуществление» администрацией мер по демонтажу может привести к созданию преимущественных условий нелегальным бизнесменам. А также эта обязанность не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия денег в бюджете: расходы по демонтажу подлежат возмещению с собственников объекта.
Кроме того, по мнению УФАС, закону противоречит заявительный характер обращений для демонтажа. Так, решение о сносе выявленного незаконного объекта принимает комитет по управлению имуществом и земельным отношениям Челябинска не по собственной инициативе, а после заявления от заинтересованных лиц, например, органов госвласти или местного самоуправления. При отсутствии обращения решение о сносе принимается не ранее чем через полгода со дня выявления. Также порядок предоставляет возможность лицам, не уполномоченным на демонтаж нелегальных киосков, заниматься такой работой. «Обращение юридических и физических лиц о демонтаже нестационарных торговых объектов своими силами не может являться основанием для неосуществления уполномоченным органом своих обязанностей»,— подчеркивают в Челябинском УФАС. Кроме того, порядок не содержит никаких указаний о планомерности работы по выявлению незаконных объектов администрацией города.
В этом году сотрудники УФАС выдали несколько предупреждений и возбудили несколько дел в отношении муниципального учреждения «Городская среда» за бездействие по демонтажу незаконных киосков и парковок.
Челябинская гордума не смогла оперативно предоставить комментарий по поводу возбуждения антимонопольного дела: в пресс-службе «Ъ-Южный Урал» сообщили, что ответ будет подготовлен и направлен в срок, установленный законом «О средствах массовой информации».
Претензии к порядку демонтажа незаконных объектов также высказывала прокуратура Челябинска: ведомство не одобрило возможность участвовать в этом процессе юридических и физлиц. Однако гордума мнение прокуратуры тоже проигнорировала. «На демонтаж незаконных объектов в бюджете Челябинска заложено 3 млн руб. вместо необходимых 40 млн руб. Поэтому порядок предоставляет гражданам механизм проявлять инициативу и демонтировать незаконные объекты за счет привлечения внебюджетных средств»,— комментировал ранее спикер гордумы Андрей Шмидт. По мнению представителей думы, в новом порядке найдена «форма, которая позволит в короткие сроки навести порядок» в вопросе незаконных объектов.