АвтоВАЗ возвращается к компонентам
Концерн разделит с КамАЗом своего крупнейшего поставщика, ОАТ
АвтоВАЗ намерен купить 40% в крупном поставщике компонентов — автозаводе ОАТ, принадлежащем КамАЗу. АвтоВАЗ уже интересовался покупкой активов ОАТ в 2015 году после срыва поставок комплектующих на конвейер и вынужденного простоя, однако в итоге холдинг отошел «Ростеху», а затем КамАЗу. Сейчас у КамАЗа 49% в ОАТ, остальная доля у близкого к нему «Спецавтокам». После сделки предполагается, что КамАЗ снизит долю прямого участия до 45%.
АвтоВАЗ подал в ФАС ходатайство о покупке 40% российского поставщика автокомплектующих «Объединенные автомобильные технологии» (ОАТ), следует из сообщения антимонопольной службы. По данным сайта ОАТ, в группу входят десять производственных предприятий по выпуску автокомпонентов в пяти регионах.
Советы директоров АвтоВАЗа и КамАЗа одобрили изменение акционерного капитала АО ОАТ с созданием совместного партнерства, где ПАО КамАЗ будет владеть 45% акций, а АО АвтоВАЗ — 40% «для развития компетенций OAT в области производства современных автомобильных компонентов», сообщили в КамАЗе.
Сделку планируется завершить к концу 2021 года после получения соответствующих разрешений.
«В настоящее время согласован план трансформации группы ОАТ, который позволит компаниям группы привлекать новых клиентов, развивать новые проекты и инвестировать в свое операционное и инженерное развитие на территории РФ»,— заключают в компании. Сумму сделки стороны не комментируют.
ОАТ был создан в 2008 году «Ростехом», крупным акционером АвтоВАЗа, для консолидации поставок отечественных автокомпонентов. В 2010-м АвтоВАЗ купил существенную часть активов, затем вошедших в ОАТ, у группы СОК, однако в 2012 году продал их структурам «Ростеха». АвтоВАЗ интересовался покупкой активов ОАТ в 2015 году. Это происходило на фоне спора по цене поставок компонентов: в 2014-м ОАТ пытался согласовать с автозаводом корректировку цен с учетом девальвации, но не достиг соглашения с тогдашним главой АвтоВАЗа Бо Андерссоном.
В итоге ОАТ не отгрузил автоконцерну задние фары и детали интерьера, что привело к простою.
В июне 2016 года новый глава автоконцерна Николя Мор говорил, что ОАТ остается для АвтоВАЗа поставщиком номер один.
В 2018 году «Ростех» передал ОАТ под контроль КамАЗа. Сейчас у КамАЗа 49% в ОАТ, остальная доля у его дочерней компании «Ремдизель», следует из данных «СПАРК Интерфакс». В КамАЗе уточнили, что сейчас 51% принадлежит компании «Спецавтокам». По данным «Картотеки», бенефициаром компании является Людмила Трейстман. В КамАЗе говорили, что закупают у компании некоторые компоненты, в частности светотехнику, отмечая, что это не главный поставщик концерна. Порядка 70% всей продукции группы ОАТ поставляется для автомобилей марки Lada.
В 2020 году АО ОАТ получило чистый убыток в 32,8 млн руб.
ОАТ фигурировал в плане списания 20 млрд руб. долгов АвтоВАЗа перед «Ростехом»: в декабре 2020 года глава госкорпорации Сергей Чемезов говорил, что «Ростех» сохраняет планы по списанию долгов АвтоВАЗа. «Их около двадцати с небольшим миллиардов. Мы предлагаем погасить долг ОАТ в 10 млрд руб. перед АвтоВАЗом, а 10 млрд руб. простить в капитал АвтоВАЗа»,— пояснял он. Процесс должен был пройти без увеличения доли «Ростеха» в уставном капитале АвтоВАЗа в рамках зачета взаимных требований.
Тогда господин Чемезов уточнял, что процесс списания долга связан с переводом зарегистрированного в Нидерландах СП Alliance Rostec Auto в российскую юрисдикцию. О переводе говорилось еще с 2014 года, когда СП принадлежало 74,51% капитала автозавода (сейчас 100%). Сейчас у «Ростеха» 32,39% в Alliance Rostec Auto, у Renault — 67,61%.
Теоретически долг ОАТ перед АвтоВАЗом может быть погашен акциями при условии, что акционеры ОАТ и АвтоВАЗа не против, считает Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала».